Правомерность данных действий разъяснил Начальник отдела по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей г.Алматы.
В первую очередь, необходимо иметь ввиду, что Законом №274-IV от 04.05.2010 г. «О защите прав потребителей» предусмотрен трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей:
Рассмотрение жалоб на нарушение прав потребителей производится именно в таком порядке, с соблюдением последовательности этапов.
Согласно ст.41 Закона №274-IV от 04.05.2010 г. «О защите прав потребителей» общественные объединения действительно вправе проводить проверки в рамках общественного контроля по защите прав и интересов потребителей. Однако, проведение проверки должно проводиться с соблюдением законодательства:
Также предпринимателям следует знать, что фотоматериалы, якобы подтверждающие факт нарушения прав потребителей, которые предоставляют общественные объединения, не могут являться доказательством нарушения, поскольку не позволяют достоверно судить о том, что испорченный товар находился на реализации именно в данной точке в указанную дату. А следовательно, претензии являются не обоснованными.
Что касается суммы расходов, предъявляемой предпринимателям к возмещению, то закон действительно содержит норму, обязывающую продавца возместить покупателю убытки (п.6 ст.24 Закона №274-IV от 04.05.2010 г.). Но для этого необходимо:
Таким образом, визиты общественных объединений к предпринимателям без предупреждения, без того, чтобы общественное объединение было включено в перечень, утвержденный Приказом Минторговли №180-НҚ от 24.08.2020 г., и без соблюдения этапов рассмотрения жалоб потребителей, являются незаконными. Требования по оплате досудебных расходов также являются необоснованными.
В случае, если предприниматель столкнулся с подобными действиями, необходимо обратиться с жалобой в Нацпалату предпринимателей своего города.Комментарии пока нет.