
Правомерность данных действий разъяснил Начальник отдела по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей г.Алматы.
В первую очередь, необходимо иметь ввиду, что Законом №274-IV от 04.05.2010 г. «О защите прав потребителей» предусмотрен трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей:
- рассмотрение жалобы (претензии) от потребителя продавцом самостоятельно, либо с помощью субъектов досудебного урегулирования споров (ст.42-4 Закона). При этом перечень таких субъектов утвержден Приказом Минторговли №180-НҚ от 24.08.2020 г.;
- рассмотрение жалобы уполномоченным госорганом - Департаментом по защите прав потребителей (с жалобой потребитель вправе обратиться не позднее 2 месяцев с даты обращения к продавцу с претензией);
- обращение потребителя в суд (либо в суд от имени потребителя, при наличии доверенности, может обратиться общественное объединение по защите прав потребителей).
Рассмотрение жалоб на нарушение прав потребителей производится именно в таком порядке, с соблюдением последовательности этапов.
Согласно ст.41 Закона №274-IV от 04.05.2010 г. «О защите прав потребителей» общественные объединения действительно вправе проводить проверки в рамках общественного контроля по защите прав и интересов потребителей. Однако, проведение проверки должно проводиться с соблюдением законодательства:
- не позднее 1 рабочего дня до даты визита представителей объединения об этом должен быть предупрежден предприниматель;
- в предупреждении должны быть указаны основания проведения контроля и состав комиссии (не менее 3 человек);
- также должна быть выслана копия документа о создании комиссии и указана дата проведения контроля.
Также предпринимателям следует знать, что фотоматериалы, якобы подтверждающие факт нарушения прав потребителей, которые предоставляют общественные объединения, не могут являться доказательством нарушения, поскольку не позволяют достоверно судить о том, что испорченный товар находился на реализации именно в данной точке в указанную дату. А следовательно, претензии являются не обоснованными.
Что касается суммы расходов, предъявляемой предпринимателям к возмещению, то закон действительно содержит норму, обязывающую продавца возместить покупателю убытки (п.6 ст.24 Закона №274-IV от 04.05.2010 г.). Но для этого необходимо:
- наличие документов, подтверждающих факт причинения убытков (вреда) конкретному потребителю;
- обоснование размера подсчитанных убытков (причиненного вреда).
- указание в претензии идентификационных данных конкретного субъекта (лица), в интересах которого действует общественное объединение.
Таким образом, визиты общественных объединений к предпринимателям без предупреждения, без того, чтобы общественное объединение было включено в перечень, утвержденный Приказом Минторговли №180-НҚ от 24.08.2020 г., и без соблюдения этапов рассмотрения жалоб потребителей, являются незаконными. Требования по оплате досудебных расходов также являются необоснованными.
В случае, если предприниматель столкнулся с подобными действиями, необходимо обратиться с жалобой в Нацпалату предпринимателей своего города.