Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Может ли налоговая оштрафовать закрытое ИП?

Может ли налоговая оштрафовать закрытое ИП?

#Новости #Налоги

Опубликовано: 08.10.2025 Количество просмотров 13320
Многие предприниматели считают, что если ИП закрыто, то все обязанности и ответственность прекращены. Но это не так. Предприниматель может получить от налоговой штраф даже в том случае, если ИП давно закрыто. Правомерно ли это? Нужно ли оплачивать такой штраф или можно его проигнорировать? Давайте разберемся…

Обратимся к нормативной базе: Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РК), в соответствии с которым и выставляются штрафы.

Согласно ч.1 ст.25 КоАП РК административным правонарушением является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физлица или противоправное действие (бездействие) юрлица, за которое КоАП предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч.2 ст.802 КоАП РК основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных для этого данных.

Какие же административные правонарушения может совершить предприниматель, который уже закрыл ИП? Чаще всего это:

  • несдача в налоговую какой-либо формы отчетности;

  • неверно исчисленные ранее суммы налогов и соцплатежей, которые выявлены камеральным контролем уже после закрытия ИП.

Согласно ч.1 ст.272 КоАП РК за непредставление в налоговую отчетности в установленный срок предусмотрено предупреждение (при первом нарушении), либо штраф за повторное нарушение, выявленное в течение года.

Согласно ч.2 ст.272 КоАП РК штраф составляет:

  • на физических лиц-15 МРП;

  • на частных нотариусов, ЧСИ, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или НКО – 30 МРП;

  • на субъектов среднего предпринимательства – 45 МРП;

  • на субъектов крупного предпринимательства – 70 МРП.

Если ИП уже закрыто, то его владелец не имеет статуса субъекта предпринимательства. А значит, при выставлении штрафа за несдачу в срок отчетности по закрытому ИП штраф будет выписан на физическое лицо (т.е. в размере 15 МРП). Оплатить его необходимо, иначе налоговая передаст дело ЧСИ, что повлечет для нарушителя дополнительные расходы.

При выявлении неверно исчисленных сумм налогов за прошлые периоды тоже может быть выставлен штраф. Эту возможность предусматривает п.7 ст.67 НК РК. Нарушения могут быть выявлены в течение срока исковой давности (3 года). При этом прекращение деятельности ИП не является обстоятельством, которое исключает привлечение к административной ответственности.

Однако, помимо исковой давности существуют и установленные сроки, в течение которых по административным нарушениям лицо может привлекаться к ответственности. Для физлиц они короче срока исковой давности. Установлены эти сроки ч.2 ст.62 КоАП РК.

Так, физлицо не подлежит привлечению к административной ответственности за нарушения в области проведения проверок субъектов частного предпринимательства, налогообложения, законодательства РК о пенсионном обеспечении, об обязательном соцстраховании по истечении 1 года со дня его совершения, а юрлицо (в том числе ИП) за правонарушения в области налогообложения, законодательства РК о пенсионном обеспечении, об обязательном соцстраховании – по истечении 5 лет со дня его совершения.

В данном случае предприниматель, уже закрывший ИП, также будет признан физическим лицом, а значит не может привлекаться к административной ответственности за налоговые нарушения ИП по истечении 1 года со дня его совершения.

Таким образом, штрафы могут быть выставлены и на закрытое ИП, но размер их будет исчисляться с учетом того, что бывший предприниматель является физлицом. По истечении года с даты нарушения выставление штрафа неправомерно, согласно ч.2 ст.62 КоАП РК. Если же год не истек –штраф нужно оперативно оплатить.

Если вам требуется консультация опытного бухгалтера, юриста, налогового эксперта, вам помогут специалисты «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # Налоги

Долги по налогам у физлица: изменены уведомление и налоговый приказ

Изменения в формы документов, связанных с налоговой задолженностью физических лиц.

# Новости # Юридические услуги

С 2027 года изменятся условия назначения и приостановления социальных пособий

Перечень пособий в Казахстане, условия их назначения, приостановления, возобновления и прекращения выплат.

# Новости # Налоги

Маркетплейсы не будут блокировать продавцов за налоговые нарушения: норму убрали из Налогового кодекса

Отменена возможность приостанавливать деятельность рискового налогоплательщика через интернет-площадки.

# Новости # Налоги

Обновлены правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов

Что изменилось в порядке предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, плат и пеней.

# Полезное # Персонал

Больничный лист: на сколько выдается больничный, расчет больничного и оплата

Когда выдается больничный лист, на какой период. Как оформить больничный на себя и по уходу за больным ребенком. Как оплачивается больничный.

# Новости # Налоги

Минфин изменил формы уведомлений о начисленных налогах: добавили срок обжалования

Новые формы уведомлений о суммах исчисленных налогов. Право налогоплательщика на обжалование уведомления.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

# Новости # Налоги

Уведомление о начале деятельности: что изменится с декабря 2026 года

Изменена форма Уведомления о начале или прекращении осуществления деятельности или определенных действий для перевозчика такси.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Новости # Налоги

Налоги с криптовалюты в Казахстане могут изменить: КГД обсудил предложения с Binance

Новые подходы к налогообложению операций с цифровыми активами.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Налоги

Проверки бизнеса сократят на 50%: Минфин внедряет ИИ в налоговый контроль

Расширение применения искусственного интеллекта и риск-ориентированного подхода при налоговом контроле.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Новости # Налоги

Налоги будут рассчитывать автоматически: Минфину дали два месяца на определение процессов

Автоматизация налогового администрирования в Казахстане. Реализация стратегии Digital Qazaqstan.

# Новости # Налоги

Установить единую ставку налога 2–3% для малого бизнеса предложили депутаты Курултая

Инициатива депутатов по введению единой налоговой ставки для бизнеса, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации.

# Новости # Налоги

КГД будет передавать в Бюро статистики сведения из ФНО 200, 870 и 910 и другую информацию

Какие сведения налоговая будет передавать в Бюро национальной статистики.

# Новости # Налоги

Самозанятые в 2027 году: банки и платформы будут удерживать соцплатежи

Новый порядок налогового администрирования самозанятых.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

Наши сервисы