Однако, бывают случаи, когда покупатель сначала решил вернуть товар, а потом передумал. Если это произошло достаточно быстро, то товар может и не успеть покинуть склад покупателя, и не успеть вернуться к продавцу. Он просто продолжает храниться на складе покупателя, но у продавца при этом возникают вопросы к оформлению такой процедуры:
- как в такой ситуации быть с ЭСФ?
- нужно ли продавцу выписывать еще один дополнительный документ?
- нужно ли аннулировать выписанный ранее дополнительный ЭСФ на возврат?
Обратимся к нормам НК РК.
Согласно пп.1 п.1 ст.420 НК РК, дополнительный ЭСФ выписывается продавцом (поставщиком) в случаях корректировки оборота, установленных ст.383 НК РК.
При этом, согласно пп.1 п.2 ст.383 НК РК, корректировка оборота производится в случаях, когда товар возвращается полностью или частично (кроме случаев реимпорта). Также, для того, чтобы произвести корректировку, необходимы документы-основания (п.4 ст.383 НК РК).
Согласно п.3 ст.420 НК РК, дополнительный ЭСФ выписывается в двухнедельном промежутке между датой совершения оборота на сумму корректировки, и 15 календарными днями после него.
Следовательно, продавец поступил правильно, оформив дополнительный ЭСФ при поступлении от покупателя заявки на возврат товара, подтвержденной возвратной накладной.
А поскольку впоследствии товар остался у покупателя, фактического возврата не было. Следовательно, продавцу следует отозвать тот дополнительный ЭСФ, который он оформил, поскольку он является недействительным. Никакого замещающего документа взамен оформлять не требуется.
В том случае, если бы покупатель фактически вернул товар продавцу, а только затем отменил возврат и вернул товар обратно на свой склад, продавцу нужно было бы еще раз выписать ЭСФ (не дополнительный) на сумму переданного товара.