Действующий закон «О защите прав потребителей» планируется дополнить нормами по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях, а нормами по недопущению бизнесменами в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих права и законные интересы потребителей.
В первую очередь это направлено на защиту прав покупателей, приобретающих товары на электронных маркетплейсах. Владельцев площадок обяжут включить в договор требование о соблюдении продавцами норм Закона РК «О защите прав потребителей».
В случае поступления от потребителя подтвержденной жалобы электронная торговая площадка должна будет принять меры, которые владелец площадки предусмотрел в договоре с продавцом.
Напомним, что на данный момент маркетплейсы не несут никакой ответственности за нарушение прав потребителей, допущенных продавцами на их электронных платформах. Между тем растет число нарушений прав потребителей. Только за 2022 г. зарегистрировано более 2,6 тыс. обращений в Комитет по защите прав потребителей. В 2023 г. их число выросло до 7,7 тыс. При этом значительная доля обращений связана с нарушениями в сфере электронной торговли.
После принятия поправок маркетплейс будет не просто посредником, предоставляющим торговую площадку, но будет нести ответственность перед потребителем и принимать меры по обеспечению прав покупателей.