Перед каждый онлайн-ресурсом, а следовательно и перед его владельцем, лежит необходимость «доказать» посетителю сайта, что собственник имеет право на сбор и хранение персональных данных.
Согласие на сбор этих самых данных на сайте оформляется в виде электронного документа, включающего в себя элементы защитных действий (понятия «оферта» и «акцепт» также присутствуют). Таким образом, все определяется прямым согласием или напротив, отказом пользователя подписывать соглашение.
Образец для сбора персональных данных обычно подчинен единому шаблону (чаще всего используется в работе интернет-магазина и при наличии курьерской доставки). Пользователь вписывает в анкету (формуляр) базовые данные. Такие, как:
-
ФИО
-
Возраст (если пользователь несовершеннолетний, за него это могут сделать родители)
-
ИИН
-
Дата рождения
-
Адрес доставки
-
Контактный телефон
-
Адрес электронной почты
Несмотря на то, что пользовательское соглашение является электронным видом договора, в суде намного легче оспорить правомерность такого формата, нежели бумажного носителя. Аналогичная проблема заключается в использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП), так как не всегда на сто процентов можно быть уверенными, что использована подпись именно того пользователя, чьи данные Вы собрали для дальнейшего хранения и обработки. Однако, личное знакомство с физическим лицом возможно только при доставке товара.
Если онлайн-ресурс начинает работать с персональными данными пользователей, то он заносится в разряд конфиденциальных сервисов. Пункт о конфиденциальности напрямую относится к обязанности собственника сайта и его модераторов не разглашать личную информацию посетителей сервиса.
Примечание: сбор и хранения личной информации пользователей должно происходить только в рамках необходимой рабочей деятельности ресурса.
Именно поэтому необходимо доказывать клиенту, что без наличия данной информации компания, сайт или онлайн-магазин не сможет выполнить свою рабочую функцию (доставить товар, оказать услуги, предложить вакансию и так далее).
Важно!
Ни один ресурс не имеет право запрашивать информацию такого личного характера, как семейные тайны, личные переписки или записи телефонных звонков/разговоров, сведения о религиозных или политических взглядах.
О желании сохранить собранные данные, также нужно заранее уведомлять пользователя в Согласии об обработке. Онлайн-магазины часто используют данную функцию для того, чтобы в последствии формировать рейтинги покупателей, скидочные акции и так далее.
Также особо важный момент: любой пользователь имеет право затребовать у ресурса удалить все имеющиеся в него данные и сервис будет обязан исполнить это требование в течение одного рабочего дня с момента поступления запроса клиента.
Еще больше полезных кейсов и советов по теме «Правовые и юридические аспекты сбора и хранения личных данных пользователей интернет-ресурса» для предпринимателей и частных лиц Вы можете найти на MyBuh.kz или же, связавшись с профессиональными консультантами и представителями.