Старый закон «О защите прав потребителей» уже не справляется с вызовами времени, поэтому в Парламенте РК рассматривается новый законопроект, направленный на создание справедливой и прозрачной потребительской среды.
Что изменится в новом законе «О защите прав потребителей»:
• Вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателя в виде штрафа. Он будет взыскиваться судом в гражданском процессе в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе его обращения к предпринимателю. Размер штрафа будет составлять от 10% до 50% от суммы иска (чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа).
• Возвратными станут медицинских изделия и абонентские устройства сотовой связи, а также устанавливается 100% возвратность по договорам на приобретение авиабилетов и туристское обслуживание.
• Предлагается приравнять интернет-магазины к торговым объектам и расширить определение термина «электронная коммерция». Такая мера позволит регулировать вопросы нарушения прав потребителей услуг и работ при заказе товаров на различных онлайн платформах.
• Процедура защиты своих прав станет проще и быстрее. Вместо многочисленных инстанций потребителю достаточно будет обратиться в две: на досудебную стадию и в суд. Вводится институт Омбудсмена по защите прав потребителей.
Эти изменения также повлекут за собой корректировку действующего законодательства. В дополнение к основному законопроекту, поправки коснутся Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, а также законов, регулирующих сферы транспорта, туризма, торговли, доступа к информации и естественных монополий.