На этот вопрос ответил Председатель КГД МФ РК в своем блоге (ответ на обращение №627532 от 09.07.2020 г.).
Согласно пп.3 и пп.6 п.1 ст.155 НК РК налоговый инспектор при проведении тематической проверки имеет право требовать информацию:
- на бумажных носителях;
- на электронных носителях;
- доступ к просмотру ИС и ПО, предназначенного для автоматизации учета ( т.е. базы 1С).
Исключение предусмотрено только для баз банков второго уровня и организаций, проводящих операции, составляющие банковскую тайну. Но даже в этом случае исключение не распространяется на проверки, проводимые в отношении доходов и расходов.
Также, в соответствии с пп.6 п.2 ст.156 НК РК налогоплательщик обязан предоставить инспектору доступ к просмотру ПО или информационной системы. Следовательно, поскольку в базе 1С содержатся сведения, имеющие прямое отношение к предмету проверки, требования инспектора к предоставлению доступа является правомерным.
Вместе с тем, согласно пп.7 п.1 ст.13 НК РК, если запрашиваемая информация и документы не имеют отношения к объектам налогообложения, то налогоплательщик вправе их не предоставлять. Исключение:
- сведения, имеющие отношение к трансфертному ценообразованию;
- подакцизные товары;
- авиатопливо, биотопливо, мазут.
Таким образом, вопрос о том, правомерно ли требование предоставления права доступа к базе 1С зависит от предмета проверки. Конкретно в случае проведения тематической проверки, связанной с подачей заявления на возврат НДС из бюджета, действия инспектора правомерны.
Информация про НДС в Казахстане здесь