
В условиях снижения цен на нефть ожидается увеличение дефицита бюджета и платежного баланса. По прогнозу МВФ, в 2025 году ожидается сохранение стимулирующей налогово-бюджетной политики с увеличением ненефтяного дефицита бюджета с 7,9% до немногим более 8,0% ВВП.
Следует приветствовать планы правительства на 2026 год по повышению ставок НДС, расширению налоговой базы, а также по внедрению цифровизации в целях повышения собираемости доходов. Усилия по сокращению широко применяемых льгот способствовали бы дальнейшему расширению налоговой базы.
По прогнозу, дефицит счета текущих операций в 2025 году увеличится приблизительно до 3,5% ВВП по сравнению с 1,3% в 2024 году, что в основном обусловлено снижением цен на нефть и сохраняющимся спросом на импорт, связанным с расходами государства и домохозяйств.
Рост реального ВВП ускорился и составил 6 процентов по итогам первых четырёх месяцев 2025 года, по сравнению с 4,8 % по состоянию на конец 2024 года. Рост обусловлен высокой активностью в секторах услуг, транспорта, строительства, обрабатывающей и добывающей промышленности.
Риски для перспектив развития экономики смещены в сторону ухудшения прогнозных показателей, но значительные финансовые резервы помогают смягчить эти риски.
Для повышения диверсификации и устойчивости роста в среднесрочной перспективе необходима более решительная реализация структурных реформ. Казахстан продолжает осуществлять инвестиции в инфраструктурные проекты, цифровизацию, искусственный интеллект, сельское хозяйство и логистику. Для наращивания темпов неинфляционного устойчивого роста необходимы дальнейшие структурные реформы, включая реформы по дальнейшему сокращению доли государства в экономике, укреплению системы государственного управления, совершенствованию мер регулирования рынка труда и рынка товаров, а также ускорению диверсификации экономики и торговли.