Есть ряд так называемых вопросов «на засыпку», к которым можно отнести и вопрос, о том какой лучше выбрать бизнес, «с нуля» или готовый. Ответы на этот вопрос обычно содержат все «за», и «против», ну, а вы, ребята, уже потом сами решайте, что выбрать.
Спрашивается, между чем выбирать, между дырой в кармане начинающего предпринимателя и «золотым ключиком» от готового бизнеса, средства на который еще нужно найти.
О да, бизнес «на блюдечке», конечно, заманчивая идея. Особенно если эта какая- то известная франшиза, виртуозные продавцы которой уже заготовили для тебя такие крючки, как:
-доход с первого дня
-налаженные процессы
-готовая база клиентов и поставщиков
- бесценный опыт компании
-узнаваемость бренда.
Если ты проглотил все эти крючки, то не забудь, что помимо паушального взноса и роялти, тебе еще надо переварить десерт под названием стартовые инвестиции, которые и являются основой твоего бизнеса (регистрация, аренда, найм персонала, закуп оборудования и т.д.). Вот, тут-то, главное не подавиться, потому что стартовый капитал для работы по франшизе может быть в разы больше стартового капитала, который ты планировал. И как бонус, кучу ограничений и требований, которые не дадут тебе запятнать честь бренда. «Шаг вправо, шаг влево, расстрел», инициатива полностью исключена, поэтому если ты топишь за индивидуальность, оригинальный подход, изюминку и свободу для творчества в бизнесе, смею тебя разочаровать, купив франшизу ты будешь ходить «под колпаком».
Теперь, если с франшизами разобрались, перейдем к бою между бизнесом «с нуля» и бизнесом, который уже поставлен на рейсы, активно ведет свою деятельность, назовем его готовый бизнес.
Первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании бизнеса с «нуля», это строительство дома с фундамента, скорее даже раньше, с покупки участка. Покупку готового бизнеса можно сравнить с покупкой уже готового дома. Если с первым все более или менее понятно, ты определяешься с локацией, покупаешь участок, делаешь проект, нанимаешь рабочих, закупаешь материалы, строишь и живешь.
То вот со вторым, как мне кажется все совсем не понятно. Да, вроде вот он есть, дом, и жить вроде можно, но лучше обои поменять и сантехнику, а как там зимой будет, может батареи нарастить или не стоит, что-то после дождя крыша протекать стала, а вчера сосед, начал наезжать, что моя баня на его территории стоит и т.д. и т.п.
Наверно ты уже уловил к чему я веду? Верно, с виду готовый бизнес, может оказаться еще «сырым» для употребления.
И покупая, его ты должен быть готов ко всем последствиям, которые могут быть куплены вместе с ним. Поэтому, эта одна из причин, почему я против, покупки бизнеса с чужими тараканами. Никто, конечно, не гарантирует, что в своем они не заведутся, но по крайней мере ты будешь знать, от чего они завелись и примешь меры по их устранению и размножению на корню.
Конечно же у каждого правила есть исключения. Допустим тебе выпал шанс на миллион, предложили купить успешную компанию. Напрашивается, конечно, вопрос, зачем такую успешную продавать, ну да ладно. В общем тебя убедили, и ты загорелся выкупить готовый бизнес, тогда придется доставать лупу и перед покупкой внимательно рассмотреть каждую составляющую предмета продаж:
1. Долговые обязательства и активы нашей золотоносной курочки, не забудьте учесть их, когда будете разговаривать о финальной цене с продавцом.
2. Рекомендую нанять независимую аудиторскую компанию, которая проведет комплексный «шмон» всех бухгалтерских и юридических документов.
3. Подключи грамотных финансистов, пусть они проверят финансовое здоровье компании, проведут анализ финансовых отчетов для понимания прибыльности, сделают предварительные прогнозы на ближайшую пятилетку, и т.д.
4. Проверь репутацию и позицию на рынке.
Теперь, когда ты имеешь понимание реальной цены и выявленных рисков готового бизнеса посчитай, во что тебе обойдется построение нового, подобного бизнеса. Если «овчинка стоит выделки» вперед, но не забывай, что купить готовый бизнес не означает свесить руки и все само будет крутиться, его дальнейших успех будет завесить только от тебя.
Открытие нового бизнеса, серьезный шаг, и не мудрено, что ты пытаешься подобрать «золотые ключики» к успешному бизнесу. Рынок кишит предложениями готового бизнеса, умело упакованные маркетологами они кажутся единственным правильным решением. Тебя, возможно прельщает перспектива того, что за тебя уже все придумали, отточили, испытали, запустили, тебе нужно только неукоснительно следовать инструкциям и будет тебе счастье. Но так ли это в реальности?
Рынок меняется, потребителей все чаще интересует что – то новое, необычное, интересное. Многие известные бренды сдают свои позиции новичкам, которые быстрее, гибче подстраиваются под меняющееся настроение рынка. Политические, экономические перипетии перекрывают привычные, отработанные каналы готовых бизнесов.
Помимо этого, тебе нужно еще в разы больше инвестиций, чем если ты по крупицам будешь собирать и внедрять все «нуля».
Кто- то выбирает быть первопроходцем, другие предпочитают протоптанные дорожки. Но если твои «финансы поют романсы», у тебя нет другого выхода, чем идти и строить свою собственную бизнес модель. Этот путь будет тернистым, тебя ждут взлеты и падения, ты набьешь себе кучу шишек, прежде чем научишься «ходить», но в конце пути я желаю тебе ощутить всю сладость победы и гордость за то, что когда- то ты выбрал самостоятельный путь и сделал свое имя сам.