Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Специальный режим налогообложения в 2023: кому запрещено его использовать?

Специальный режим налогообложения в 2023: кому запрещено его использовать?

#Новости #Бизнес

Опубликовано: 24.01.2023 Количество просмотров 3522
С 1 января 2023 года в силу вступили изменения относительно категорий налогоплательщиков, которым разрешено или, напротив, запрещено использовать специальные и упрощенные режимы налогообложения. Публикуем полный и подробный список с пояснениями/комментариями (согласно соответствующему законодательному акту Республики Казахстана от января этого года).

Быть плательщиками ЕСП (единый совокупный платеж) с 1 января этого года не могут лица, которые предоставляют свои услуги в следующих сферах деятельности (согласно 774 статье Налогового кодекса РК):

  • маркетинг и услуги по консультации;
  • бухгалтерский учет и аудит;
  • страховая, финансовая специальность, услуги брокера;
  • область правосудия и юриспруденции;
  • лица, работающие, согласно условиям агентского соглашения (договора). 

Добавляем пояснение относительно последнего пункта: под договорами подразумеваются соглашения, которые были заключены между гражданами РК и носят правовой характер, соответствуя всем известным требованиям казахстанского законодательства. Основное условие агентского договора заключается в необходимости одной стороны выполнить какие-то условия или услуги договоренности, а другой своевременно оплатить оказание этой самой услуги (за свой счет). 

Итак, если Ваше предприятие относится к одному из вышеназванных видов деятельности, необходимо перейти на общеустановленный режим налогообложения (вне зависимости ИП это или ТОО). 

Что касается спецрежима для малого бизнеса (под это определение подходит и патент, и режим на базе фиксированного вычета, и использование мобильного приложения или отчетность на базе упрощенки), то здесь запрет касается таких сфер:

  • маркетинг;
  • область аренды торгового рынка;
  • недропользование (но не имеется в виду деятельность, осуществляемая на базе лицензии на старательство);
  • гостиничный бизнес (в случае наличии налогоплательщиков в количество более двух);
  • субаренда торговых мест (в особенности, имеются ввиду стационарные торговые точки 1 и 3 разряда).

Предприниматели, которые субаренду не осуществляют, а также владеют точками масштабом менее 500 кв. метров и не относящимся к торговым субъектам, имеют право продолжать вести бизнес на базе спецрежима. 

Следовательно, специальный режим налогообложения могут продолжить использовать те предприниматели, которые сдают в аренду объекты площадью меньше 500 квадратных метров при условии, что эти помещения не имеют статус стационарных или торговых рынков. Также важно, чтобы вид предприятия не пересекался с одним из видов из «запрещенного» перечня для СНР. 

Таким образом, предприниматель должен проверить вид деятельности своей компании в соответствии со списком (классификатором) ОКЭД (относительно торгового объекта). В случае, если выяснится, что объект относится к числу стационарных, торговых или имеет категорию 1-3, то придется перейти на общеустановленный режим. 

Также ранее мы уже писали, что специальный режим налогообложения (на базе розничного налога) могут использовать только бизнесмены в сфере общепита с учетом установленной процентной ставки в 6 процентов. Особенно важно, чтобы вид деятельности предприятия соответствовал перечню из ОКЭД (иначе может грозить штраф в особенно крупном размере).

Напоминаем, что специальный режим налогообложения на основе упрощенной декларации доступен ТОЛЬКО предпринимателям в области общепита. Показатель налога - 6 процентов от общегодового дохода. Примечание: следует проверять тип деятельности согласно допустимым ОКЭД. Следовательно, лучше перестраховаться и проверить тип предприятия по перечню ОКЭД. Всего для спецрежима доступно восемь видов деятельности из классификатора ОКЭД:

  • гостиничные услуги плюс ресторан (но не гостиницы, локация которых находится в пределах придорожной полосы);
  • гостиничные услуги и рестораны с целью проведения мероприятий (услуги самой гостиницы под этот пункт не подходят);
  • работа ресторанов и кафе с оказанием дополнительных услуг в виде доставки еды (заведения придорожной полосы включены в эту категорию);
  • доставка приготовленной еды, обеспечение питанием определенные заведения;
  • центры питания, находящиеся вне пределов населенных пунктов;
  • компании, оказывающие услуги питания в поездах пассажирского формата;
  • иные предприятия, оказывающие услуги по обеспечению продуктами и питанием, не включенные в предыдущие пункты.  

Как и в предыдущих случаях следует внимательно сверять свой вид деятельности с перечнем ОКЭД (общий классификатор видов экономической деятельности). Если выявлено несоответствие, то придется применить другой режим налогообложения.

Примечание:

ЕПС (единый совокупный платеж) - это платеж, который включает в себя четыре отдельных налога. Это: ИПН (индивидуальный подоходный налог), социальные отчисления и отчисления по страховке (средства переходят в Государственный фонд), а также процент от медицинского страхования (для Фонда социального медстрахования).

Под розничным налогом подразумевается налоговый режим, который не предполагает лимитов и порогов по средствам дохода (средняя ставка, как правило, равна 3 процентам). ИПН и КПН также исчисляются по другому алгоритму, отличному от общеустановленного режима налогообложения.

Напоминаем также, что при использовании СНР обложению подлежит тот доход, который предприниматель получает в РК или за его пределами (согласно 225 и 240 статям Налогового кодекса РК). 

В период с 2023 года по 2025 год исчисление КПН и ИПН будет происходить по ставке в 6 процентов. 

Еще больше новостей из мира экономики, бизнеса и финансов читайте на MyBuh.kz

За оказанием юридических услуг и оформлением документации обращайтесь к профессиональным консультантам MyBuh.kz

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # Бизнес

Фото сотрудников и клиентов теперь персональные данные: когда бизнесу нужно согласие и какой штраф

Изменения в закон о персональных данных. Когда бизнесу нужно согласие сотрудников и клиентов на использование фото и видео.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Новости # Бизнес

Обновлены правила квоты для работников с инвалидностью

Новые правила контроля квоты рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Новости # Бизнес

Пункты пропуска на границе с Китаем не будут работать 1-3 октября 2026 года

Закрытие границы с Китаем для перевозчиков на период праздника.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Бизнес

Для магазинов и маркетплейсов меняются правила торговли: что изменится с октября 2026 года

Что изменится в правилах торговли для магазинов и маркетплейсов в Казахстане.

# Новости # Бизнес

Новые требования к пунктам приема металлолома в Казахстане

Изменены разрешительные требования для юридических лиц, занимающихся сбором, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома и металлических отходов.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Новости # Бизнес

Разрешительная система международных перевозок: правила пересмотрят

Изменения в правилах осуществления международных автомобильных перевозок.

# Новости # Юридические услуги

Вывеска на здании: с 1 октября 2026 года потребуется согласование

Согласование размещения вывесок в городе республиканского значения, столице, городе областного и районного значения, селе, поселке.

# Новости # Бизнес

В Казахстане совершенствуют систему оценки рисков на рабочих местах

Новые подходы к оценке условий труда в Казахстане. Совершенствование трудового законодательства в части управления профессиональными рисками.

# Новости # Бизнес

Продаешь курсы и семинары? В Казахстане хотят обязать указывать диплом или сертификат

Авторы образовательных курсов должны будут подтверждать наличие профильного образования.

# Новости # Бизнес

В Казахстане предложили ввести мораторий на проверки МСБ

Возможность введения моратория на проверки субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане.

# Новости # Бизнес

Депутаты подняли вопрос дорогих кредитов для бизнеса

Кредитование бизнеса в Казахстане. Государственные инструменты долгосрочного кредитования бизнеса.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

Наши сервисы