Сделать это можно двумя способами:
- с отнесением понесенных расходов на вычеты по КПН;
- за счет чистой прибыли.
Однако, для того, чтобы воспользоваться первым способом и отнести расходы на вычеты, нужно соблюсти также два условия:
- стоимость подарка (1 единицы) не должна превышать 5 МРП;
- подарки должны быть вручены в рекламных целях ( т.е. должны быть брендированными логотипом или иными отличительными знаками организации-дарителя).
При этом стоимость расходов на брендирование (нанесение логотипа и т.д.) входит в общую стоимость подарка. Т.е. 5 МРП за единицу –сумма с учетом рекламных расходов. Значение МРП принимается то, которое действует на дату передачи подарка. В декабре 2020 г. это 2 778 тг., а значит подарок должен быть не дороже 13 890 тг.
П.10 ст.264 НК РК прямо запрещает относить на вычеты стоимость подарков. Поэтому, если организация хочет учесть эти расходы при определении облагаемого дохода по КПН, следует оформить их как расходы рекламного характера. Также потребуется оформить пакет документов:
- приказ руководителя;
- смету на рекламную акцию;
- акт списания запасов.
За счет чистой прибыли же компания может приобретать подарки, даже превышающие по стоимости 5 МРП за единицу, но в этом случае эти расходы не относятся на вычеты, а также (при превышении стоимости 5 МРП) облагаются НДС по ставке 12%.
Проводки по учету подарков следующие:
ДТ 1330,1421 КТ 3310 – Приобретены подарки с учетом НДС;
ДТ 7110 КТ 1330 – Переданы подарки стоимостью менее 5 МРП;
ДТ 7212 КТ 1330, 1421 – Переданы подарки стоимостью дороже 5 МРП, с учетом НДС.
Также следует иметь ввиду, что ограничение по стоимости в 5 МРП распространяется и на подарки физлицам. Подарок, сделанный в рекламных целях, стоимостью до 5 МРП не признается доходом физлица и не облагается ИПН (пп.20 п.2 ст.319 НК РК). При превышении стоимости подарок будет признан доходом физлица и его стоимость подлежит обложению ИПН по ставке 10%. Удержать и перечислить ИПН в этом случае обязана организация-даритель, как налоговый агент.