С 24 июня 2024 года при проверке комитетом по защите прав потребителей также будут обращать внимание на:
• обеспечение обмена или возврата товара, проданного с истекшим сроком годности, небезопасного и (или) некачественного товара, выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар;
• предоставление на казахском и русском языках информации о товаре;
• соответствие образцу и (или) описанию товара при передаче продавцом потребителю товара, в том числе при реализации товара в электронной торговле;
• устранение недостатков работы (услуги), обнаруженных в ходе ее выполнения (оказания), и недостатков выполненной работы (оказанной услуги) в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором;
• включение в договор с потребителем условий, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя:
1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;
2) исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств;
3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);
4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, за исключением договоров на туристское обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам;
5) установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами;
6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор;
7) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;
8) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;
9) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;
10) ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями;
11) установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств;
12) предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве.
Напомним, государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным органом или его территориальными подразделениями в форме?
· внеплановой проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
· профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Законом.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей проводится в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителя, возмещения убытка (вреда).
Субъектами государственного контроля являются продавцы (изготовители, исполнители).