Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Компания оплачивает обучение сотрудника с удержанием из зарплаты: можно ли относить расходы на вычеты?

Компания оплачивает обучение сотрудника с удержанием из зарплаты: можно ли относить расходы на вычеты?

#Новости #Налоги

Опубликовано: 20.03.2023 Количество просмотров 8280
Встречаются ситуации, когда компания оплачивает обучение своего сотрудника, но не за свой счет, а с последующим удержанием этой суммы с зарплаты работника. При этом документы на оплату обучения оформляются на организацию (договор, АВР). Можно ли в этом случае отнести такие расходы на вычеты по КПН? Или, если в итоге производится удержание с работника и компания фактических расходов не несет, то относить на вычеты такие суммы нельзя? Давайте разберемся…

Обратимся к НК РК.

Во-первых, нужно определить, связано ли обучение с деятельностью работодателя или нет.

Рассмотрим сначала вариант, когда обучение сотрудника связано с деятельностью работодателя.

Согласно пп.40 п.2 ст.319 НК РК, касательно обложения ИПН, не рассматриваются в качестве дохода физлица расходы работодателя по направлению работника на обучение, повышение квалификации или переподготовку в соответствии с законодательством РК, совершенному без оформления служебной командировки, в случае обучения, повышения квалификации или переподготовки по специальности, связанной с деятельностью работодателя.

Не рассматриваются в качестве дохода физлица следующие расходы:

  • фактически произведенные расходы на оплату обучения, повышения квалификации или переподготовки работника;

  • фактически произведенные расходы работника на проживание в пределах норм, установленных уполномоченным органом;

  • фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения, повышения квалификации или переподготовки работника;

  • сумма денег, назначенная работодателем к выплате работнику, в пределах 6 МРП за каждый календарный день прохождения обучения, повышения квалификации или переподготовки работника (в пределах РК), или 8 МРП (за пределами РК).

Таким образом, расходы компании на обучение и повышение квалификации сотрудников в целях обложения ИПН не признаются доходом работника- физлица.

Что касается возможности отнесения таких расходов на вычет по КПН, то согласно п.1 ст.242 НК РК расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Согласно п.3 ст.242 НК РК вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно п.1 ст.257 НК РК, вычету подлежат расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в п.1 ст.322 НК РК. Туда же входят расходы работодателя по доходам работника, указанным в пп. 20), 22), 23) и 24) п.1 ст.644 НК РК.

Согласно п.1 ст.322 НК РК доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом:

  • подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

  • доходы работника в натуральной форме в соответствии со ст.323 НК РК;

  • доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со ст.324 НК РК.

Вычету подлежат, в том числе фактические расходы работодателя на обучение работника, повышение квалификации и (или) переподготовку работника.

Следовательно, если расходы связаны с деятельностью работодателя, то в целях исчисления КПН подлежат отнесению на вычеты фактические расходы работодателя на обучение работника, повышение квалификации и (или) переподготовку работника при условии, что такие расходы подтверждены соответствующими первичными документами.

Второй вариант: когда расходы по обучению работника не связаны с деятельностью работодателя. В этом случае нужно признать доход работника по оплате за обучение. Такой доход облагается ИПН, ОПВ, соцналогом, соцотчислениями, а также с него исчисляются ВОСМС и ООСМС. Такой доход отражается и в ф.200.00.

В налоговом учете такие расходы на обучение работника не будут относиться на вычеты согласно пп.1 ст.264 НК РК, т.к. они будут классифицированы как затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Если вам требуется консультация опытного бухгалтера или налогового эксперта или помощь в составлении ф.200.00, ф.100.00 или любой другой формы налоговой отчетности, обращайтесь в «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # Юридические услуги

Вывеска на здании: с 1 октября 2026 года потребуется согласование

Согласование размещения вывесок в городе республиканского значения, столице, городе областного и районного значения, селе, поселке.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Новости # Налоги

Минфин изменил формы уведомлений о начисленных налогах: добавили срок обжалования

Новые формы уведомлений о суммах исчисленных налогов. Право налогоплательщика на обжалование уведомления.

# Новости # Налоги

Налоговый кодекс 2027: что меняется для бухгалтера

Проект изменений в Налоговый кодекс 2027 планируют внести в сентябре на рассмотрение Курултая.

# Новости # Налоги

Уведомление о начале деятельности: что изменится с декабря 2026 года

Изменена форма Уведомления о начале или прекращении осуществления деятельности или определенных действий для перевозчика такси.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Новости # Налоги

Проверки бизнеса сократят на 50%: Минфин внедряет ИИ в налоговый контроль

Расширение применения искусственного интеллекта и риск-ориентированного подхода при налоговом контроле.

# Новости # Налоги

Маркетплейсы не будут блокировать продавцов за налоговые нарушения: норму убрали из Налогового кодекса

Отменена возможность приостанавливать деятельность рискового налогоплательщика через интернет-площадки.

# Новости # Налоги

Налоги будут рассчитывать автоматически: Минфину дали два месяца на определение процессов

Автоматизация налогового администрирования в Казахстане. Реализация стратегии Digital Qazaqstan.

# Новости # Налоги

Доходы бизнеса на упрощенке выросли на 18,9%

Итоги применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации за 1 полугодие 2026 г.

# Новости # Налоги

КГД будет передавать в Бюро статистики сведения из ФНО 200, 870 и 910 и другую информацию

Какие сведения налоговая будет передавать в Бюро национальной статистики.

# Новости # Налоги

Атамекен обсудил с бизнесом новые меры налогового администрирования с 2027 года

Меры по усовершенствованию налогового администрирования, которые планируется включить в НК РК.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Новости # Налоги

Пилотные проекты налоговой: с 2027 года будут действовать новые правила

Новые правила проведения пилотных проектов по совершенствованию налогового администрирования.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

Наши сервисы