Обратимся к МСФО 16.
Согласно МСФО (IAS) 16, если ОС в дальнейшем не будут использоваться и не принесут будущих экономических выгод, а также в случае порчи, утраты, физического или морального износа, то данные ОС подлежат списанию.
ТОО приказом должно назначить комиссию для списания ОС, которая, в свою очередь, составляет:
-
приказ с указанием причины списания ОС;
-
акт технической экспертизы.
Списание ОС в бухгалтерском учете оформляется:
-
«Актом на выбытие (списание) долгосрочных активов» по форме ДА-3;
-
«Актом на списание автотранспортных средств» по форме ОС-2 (по автотранспортным средствам).
Формы актов утверждены приказом МФ РК №562 от 20.12.2012 г.
Можно ли списать ОС за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, узнайте здесь.
Списание полностью самортизированных ОС отражается проводкой:
Дт 2420 «Амортизация основных средств» Кт 2410 «Основные средства»
Можно ли не начислять амортизацию по основным средствам, узнайте здесь.
Для утилизации ОС издается приказ руководителя об утилизации ОС, и назначается ответственное лицо за его выполнение.
В приказе необходимо указать, как проводится утилизация -собственными силами или путем передачи объектов на утилизацию в специализированные компании.
Утилизацией занимаются специализированные организации имеющие лицензию на утилизацию. С такой компанией нужно заключить договор.
Также некоторые предприятие-утилизаторы занимаются скупкой вышедших из эксплуатации транспортных средств, оборудования. В этом случае за переданный объект можно будет выручить некоторую сумму.
Когда утилизация проводится специализированной компанией, то передача ОС оформляется актом приема-передачи. Далее предприятие-утилизатор обязано выдать Акт утилизации.
Как оформляется передача (продажа) ОС от одного ТОО другому, узнайте здесь.
Обратите внимание, что если утилизируется транспортное средство, то перед сдачей на утилизацию, авто нужно снять с регистрационного учета
Авто снимается с регистрационного учета в специализированном отделе НАО ГК «Правительство для граждан» (спецЦОН).
Если утилизация производится собственными силами компании, то при утилизации активов составляется акт утилизации, в соответствии с требованиями п.3 ст. 7 закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
При этом при демонтаже могут остаться детали или запасные части, которые можно использовать в последующем. Такие детали следует оприходовать в учете, оформив «Акт об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже долгосрочных активов».
Если вам требуется консультация бухгалтера по списанию ОС или по любому другому вопросу, связанному с учетом или налогообложением, вам поможет «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.