Налоговый кошелек в Казахстане
В конце 2019 г. Комитет госдоходов Министерства финансов РК презентовал новый сервис –налоговый кошелек. С его помощью упрощается процедура уплаты налогов для физических лиц и ИП. С января 2020 г. сервис начал функционировать в пилотном режиме. Попутно КГД МФ РК дорабатывает и совершенствует платформу и планирует расширить возможности электронного налогового кошелька. Подробнее о налоговом кошельке физического лица РК узнайте в нашей статье…
Что такое налоговый кошелек?
Налоговый кошелек РК –специальный сервис, который позволяет принимать и обрабатывать налоговые платежи, распределяя их с единых реквизитов на погашение задолженности по нескольким видам налогов. Делается это в автоматическом режиме. А сам сервис представляет собой удобное мобильное приложение eSalyq, скачать которое можно на App Store и Play Market.
Для чего нужен налоговый кошелек?
Физические лица и ИП зачастую являются плательщиками нескольких видов налогов: на имущество, на транспорт, на землю и т.д. Для уплаты каждого из них необходимо заполнить квитанцию, указав точные реквизиты: КБК, КНП, БИН, сумму. А поскольку налогов несколько –очень легко ошибиться и перепутать реквизиты, что влечет за собой образование недоимки по одному виду налогов, и переплату- по другому.
Для упрощения процедуры уплаты налогов для граждан Казахстана разработан единый налоговый кошелек. Схожий по функционалу налоговый кошелек ФНС РФ тоже запустила в конце 2019 г.
Налоговый кошелек физического лица позволяет пользователям зачислить сумму одним платежом на единые реквизиты. Также сервис аккумулирует информацию о текущих и будущих обязательствах лица перед бюджетом и своевременно уведомляет налогоплательщика о приближающихся сроках уплаты.
Получив уведомление о том, что подошел срок оплаты одного из налогов, пользователь может с помощью мобильного телефона погасить налоговое обязательство. Сумма спишется с баланса кошелька единого налогового платежа. При этом разноска платежа на нужные реквизиты по каждому из оплаченных налогов будет произведена автоматически в онлайн-режиме.
Налогоплательщику больше не придется беспокоиться о правильности заполнения реквизитов и уточнять сумму налога: все данные автоматически загрузятся из интегрированной с eSalyq базы Комитета госдоходов РК.
Как открыть налоговый кошелек казахстанским налогоплательщикам?
Завести налоговый кошелек РК в 2020 году сможет любой налогоплательщик –владелец смартфона, при условии, что он является физическим лицом или ИП. Юридические лица воспользоваться удобствами нового сервиса не смогут.
Единственными условиями являются:
• регистрация лица в Базе мобильных граждан (номер мобильного телефона должен быть привязан к ИИН физлица). На текущий момент практически все пользователи мобильной связи в Казахстане внесены в базу, при покупке нового номера также проводится регистрация в Базе;
• наличие ЭЦП (получить ее можно в любом ЦОНе).
Необходимо скачать мобильное приложение eSalyk на телефон, пройти аутентификацию с помощью ЭЦП или по СМС-коду и налоговый кошелек станет доступен.
На какие реквизиты и как пополнять налоговый кошелек?
Пополнение налогового кошелька можно провести единым платежом (или несколькими платежами на небольшие суммы) на следующие реквизиты:
Бенефициар: ГУ «Комитет государственных доходов МФ РК»
БИН бенефициара: 141040004756
Банк бенефициара: ГУ «Комитет казначейства МФ РК»
БИК банка: KKMFKZ2A
ИИК: KZ24070105KSN0000000
КБК: 107109
КНП: 911
Пополнить счет кошелька можно в любом банке Казахстана. Вскоре будет доступно пополнение через мобильный банк «Народного банка» и через «Kaspi.kz», а позже – через онлайн-банки других казахстанских банков.
Все вопросы о пополнении гражданами электронных налоговых кошельков можно задать в «Обратной связи» на сайте Комитета госдоходов МФ РК.
Насколько безопасно использовать налоговый кошелек?
Мобильный сервис eSalyk работает на базе мобильного приложения Комитета госдоходов e-Salyq, следовательно, за корректность и безопасность его работы отвечает также указанный государственный орган.
Для безопасности данных и средств на счету кошелька пользователи могут настроить вход в приложение с помощью ввода ИИН, пароля, кода быстрого доступа или по биометрическим данным (FaceID, TouchID).
Проверить насколько корректно разносятся налоговые платежи через кошелек можно в налоговом кабинете физлица на сайте Комитета госдоходов. Оплата через кошелек отразится в истории операций в самом приложении и будет видна в личном кабинете налогоплательщика.
В чем преимущество использования налогового кошелька?
Налоговый кошелек, как альтернативный способ оплаты налоговых платежей, имеет ряд преимуществ:
• пополнение счета на единые реквизиты, без необходимости заполнять несколько отдельных квитанций;
• уведомление о предстоящих сроках уплаты;
• возможность настройки автоматического списания денег с баланса при наступлении срока платежа;
• получение уведомления о списании;
• сохранение истории проведенных операций;
• простота и удобство пользования и контроля за расходом средств, в т.ч. планирование предстоящих платежей.
В случае, если на балансе кошелька образовались излишне зачисленные суммы, физлицо может их вернуть, подав заявление через портал egov.kz или «Кабинет налогоплательщика».
Какие у налоговиков планы на развитие сервиса в 2020 году?
Пока сервис функционирует в тестовом режиме, но на 2020 г. у разработчиков большие планы по его развитию:
• появится возможность привязать к сервису платежные карты казахстанских банков, в первую очередь карты «Народного банка» и «Каспи банка».
• появится возможность оплаты ЕСП –ежемесячного платежа для самозанятых граждан;
• будет отражаться информация об объектах налогообложения, а также будет доступна корректировка данных.
Основную часть работ разработчики планируют завершить уже в марте 2020 г., привязку банковских карт – в течение 1 полугодия 2020 г.
- Электронный документооборот: в чем польза для организации подробнее