«Создание торгово-логистических хабов является для нас стратегически важным направлением развития трансграничных экономических связей. В условиях растущей конкуренции за транзитные маршруты и инвестиции нам необходимо ускоренно развивать наземную транспортную инфраструктуру, промышленную кооперацию и торговые сети», — отметил Олжас Бектенов.
Министр транспорта РК Нурлан Сауранбаев на заседании Правительства доложил об обеспеченности трансграничных хабов транспортной инфраструктурой.
Он отметил, что на сегодняшний день все трансграничные хабы обеспечены транспортной инфраструктурой.
В частности, по международному центру промышленной кооперации «Центральная Азия» продолжается строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, которая будет завершена в 2026 г. Проект соединяет Мактааральский район с магистральной железнодорожной сетью мощностью 20 млн тонн в год.
Комитетом государственных доходов в текущем году завершены работы по модернизации автомобильного пункта пропуска «Атамекен». Завершены работы по среднему ремонту подъездной автомобильной дороги к пункту пропуска.
Центр трансграничной торговли Евразия подводится к железнодорожной сети через станцию Пойма, которая в следующем году введется в эксплуатацию.
Ведется реконструкция автомобильной дороги «Подстепное-Федоровка», общей протяженностью 144 км. Из них 72 км будут завершены за счет республиканского бюджета в текущем году, остальные 72 км в 2026 г.
В 2026 г. планируется начать работы по модернизации автомобильного пункта пропуска Таскала с завершением в 2027 г.
В направлении Хоргоса проводится модернизация железнодорожного участка «Алтынколь – Жетыген». Проект позволит увеличить пропускную способность участка до 25 млн тонн. Работы будут полностью завершены в 2026 г.
Также проходит средний ремонт объездной дороги автомобильного пункта пропуска «Нур жолы», который завершится до конца года.
В рамках Каспийского узла полным ходом идет работа по модернизации морских портов Актау и Курык.
До конца года будет завершено строительство 1-ой очереди контейнерного хаба в порту Актау совместно с китайской компанией Ляньюньган. В целом при реализации проекта мощности контейнерного хаба будут доведены до 200 тыс. ДФЭ в год. Также в порту Актау реализуются проекты по дноуглублению акватории порта, модернизации причалов.
В Мангистауской области планируется строительство нового морского порта. Стратегическим партнером выступает китайская группа компаний «Чжонъюн Интернешнл».
В порту Курык реализуется проект строительства многофункционального терминала «Саржа». Для увеличения контейнерных перевозок через Каспийское море до 2027 г. планируется закупить в Азербайджане два судна вместимостью 700 контейнеров.
Также ведется работа по увеличению пропускной способности железнодорожной линии, идущей к портам. Реализация указанных проектов позволит увеличить пропускную способность портов Актау и Курык до 30 млн тонн.
Для новых логистических узлов выступают четыре специальные экономические зоны: «Хоргос – Восточные ворота», «МЦПС «Хоргос», «Морпорт Актау», «TURAN» и две индустриальные зоны «Евразия» и ИТЛК.
В области Жетісу ведутся работы по увеличению пропускной способности пунктов пропуска на границе с КНР
Премьер-министр подчеркнул, что полноценный запуск трансграничных хабов позволит значительно сократить сроки прохождения грузов, повысить пропускную способность, увеличить объемы производства, налоговые поступления и экспорт.
Олжас Бектенов о развитии трансграничных хабов: эти проекты станут точками притяжения капитала и новых производств
Премьер-министр Олжас Бектенов отметил необходимость создания комфортных условий бизнесу для повышения инвестиционной привлекательности трансграничных хабов в рамках поручений Главы государства по развитию транзитной и логистической инфраструктуры.
«Для этого, в первую очередь, нужно создать комфортные условия для бизнеса: наличие готовой инженерной инфраструктуры, создание специальных экономических зон, прозрачные процедуры и оперативное реагирование государственных органов и акиматов», — подчеркнул Премьер-министр.
Развитие транзитно-логистической сферы по поручению Президента: на территории трансграничных хабов должны создаваться новые производства и рабочие места
«Важно, чтобы на территориях хабов развивались не только логистика, складирование и перевалка грузов, но также создавались реальные производства и рабочие места. Для инвесторов критически важны предсказуемость, скорость и минимизация административных барьеров. Чем выше уровень сервиса, тем быстрее будут заполняться территории хабов резидентами и тем выше станет их экономическая отдача.