Некоторые виды споров будут перенесены из Гражданского процессуального кодекса в Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). В том числе в сферу административной юстиции будет перенесена глава 30 ГПК – «Производство по делам об оспаривании законности нормативного правового акта».
Таким образом, любой гражданин может обратиться в административный суд с иском об оспаривании подзаконного нормативного правового акта или его отдельного положения, изданных государственными органами или должностными лицами как центрального, так и местного уровня.
По иску об оспаривании законности подзаконного нормативного правового акта (его положений) истец может потребовать признать подзаконный нормативный правовой акт противоречащим закону (кроме Конституции Республики Казахстан) полностью или в отдельной его части.
Иск об оспаривании законности подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении и (или) возможном нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.
Суд, при наличии оснований, выносит решение об удовлетворении иска. В решении указываются:
-
каким законам (кроме Конституции Республики Казахстан) и в какой части противоречит оспариваемый подзаконный нормативный правовой акт,
-
признание подзаконного нормативного правового акта недействующим полностью или в отдельной его части с момента принятия акта.
Решение суда о признании незаконным подзаконного нормативного правового акта (его положений) или сообщение о нем должно быть опубликовано в средствах массовой информации за счет средств органа, его принявшего (издавшего). Опубликование должно быть осуществлено не позднее десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Законность подзаконного нормативного правового акта (его положений) может быть оспорена вновь другими гражданами или юридическими лицами только в той его части, которая ранее не проверялась в судебном порядке.
Кроме того, Правительству РК предлагается предоставить полномочия по разрешению споров, связанных с толкованием законодательных норм между государственными органами и государственными организациями.