Logo
Онлайн бухгалтерия №1 в Казахстане!
Показатели МРП, МЗП...
  • МЗП — 60 000 тг
  • МРП — 3 063 тг
  • Размер стандартного налогового вычета — 14 МРП (42 882 тг)
  • Максимальный оборот по патенту за год — 3 528 МРП (10 806 264 тг)
  • Максимальный оборот по упрощенной декларации за полугодие — 24 038 МРП (73 628 394 тг)
  • Максимальный оборот по фиксированному вычету за год — 144 184 МРП (441 635 592 тг)
  • Минимум оборота для постановки на учет по НДС за год — 20 000 МРП (61 260 000 тг)

Отдельная база для СО: должна ли она равняться базе для ОПВ.

Отдельная база для СО: должна ли она равняться базе для ОПВ.

#Новости #Бухгалтерия

Опубликовано: 02.09.2021 Количество просмотров 43302
Согласно казахстанскому законодательству, индивидуальные предприниматели обязаны исчислять и перечислять за самих себя ОПВ и СО. Эти требования предусмотрены законами:

  • №105-V от 21.06.2013 г. «О пенсионном обеспечении…»;
  • № 286-VI от 26.12.2019 г. «Об обязательном социальном страховании».

Однако, многие предприниматели путаются с определением базы для расчета ОПВ и СО за себя. Со всей ли суммы полученных доходов делать расчет? Должна ли база для расчета СО быть равной базе для расчета ОПВ? Или нужно принимать для расчета СО отдельную базу? Давайте разберемся…

Как считать базу для ОПВ при уплате взносов ИП за себя?

Рассмотрим, что говорит по этому поводу закон №105-V от 21.06.2013 г. «О пенсионном обеспечении…».

Согласно п.4 ст.25 закона №105-V от 21.06.2013 г. ставка ОПВ для ИП и частнопрактикующих лиц, при уплате ОПВ в свою пользу, составляет 10% от получаемого дохода, в рамках следующей «вилки»:

  • не менее 10% от 1 МЗП;
  • не более 10% от 50-кратной МЗП.

При этом, получаемым доходом является доход, определяемый ИП самостоятельно для исчисления ОПВ в свою пользу. Это значит, что ИП сам решает, всю ли сумму полученного от предпринимательской деятельности дохода учесть в качестве базы для расчета ОПВ или нет. Сумма не может быть меньше или больше ограничений, установленных п.4 ст.25 закона №105-V, но в этом диапазоне сумму определяет предприниматель самостоятельно. На его решение влияет только его желание получать в будущем пенсию повыше. При отсутствии дохода, ОПВ за себя уплачиваются ИП из расчета 10% от 1 МЗП.

Приведем пример: ИП за полугодие получил доход в 1 000 000 тг., в месяц условно сумма дохода составляет:

1 000 000 /6 = 166 667 тг.

Укладывается ли данная сумма в рамки установленных ограничений?

1 МЗП в 2021 г. = 42 500 тг. (нижняя граница базы для расчета ОПВ);

50 МЗП в 2021 г. = 50 *42 500 =2 125 000 тг. (верхняя граница базы для расчета ОПВ).

Сумма 166 667 тг. находится в рамках лимита. А значит, ИП вправе сам решить, со всей ли суммы удержать ОПВ, снизить сумму, или опустить ее до минимума в 42 500 тг.

Допустим, ИП решил оплачивать ОПВ по максимуму.

166 667 *10% =16 667 тг. – сумма ОПВ к перечислению в ЕНПФ.

Если он решит уплачивать ОПВ по минимуму, расчет будет следующий:

42 500 *10% =4 250 тг. – сумма ОПВ к перечислению в ЕНПФ.

Можно выбрать также любую сумму в качестве базы. В данном примере диапазон для выбора находится между 42 500 и 166 667 тг. Например, ИП решил уплачивать ОПВ с суммы 50 000 тг.

50 000 *10% = 5 000 тг. – сумма к перечислению в ЕНПФ.

Как считать базу СО при уплате отчислений ИП за себя?

Рассмотрим, что говорит по этому поводу закон № 286-VI от 26.12.2019 г. «Об обязательном социальном страховании».

Согласно ст.14 закона № 286-VI от 26.12.2019 г., ставка для расчета соцотчислений составляет 3,5% от объекта исчисления (она едина как для СО, уплачиваемых для работников, так и для уплаты СО предпринимателем за себя).

Согласно п.2 ст.15 закона №286-VI от 26.12.2019 г., при исчислении СО за себя, индивидуальные предприниматели в качестве объекта исчисления обязаны принимать полученный доход, который они самостоятельно определили именно для целей исчисления СО (но не более дохода, определяемого для целей налогообложения).

При этом п.5 этой же статьи гласит, что ежемесячный объект исчисления имеет верхнюю ограничительную планку –не более 7 МЗП. Если объект исчисления составляет менее 1 МЗП, то для расчета все равно принимается значение в 1 МЗП.

При этом, следует иметь ввиду, что из дохода для целей налогообложения нужно исключить сумму ОПВ (поскольку ОПВ налогообложению не подлежат).

Что это означает простым языком? Это значит, что ИП, получивший, условно, доход за полугодие в сумме 1 000 000 тг., может сам решить, какую сумму он будет принимать для расчета СО за себя. Но эта сумма (база для расчета) не должна быть:

  • менее 1 МЗП;
  • более 7 МЗП.

Например, при доходе за период в 1 000 000 тг., ежемесячный доход предпринимателя условно составит:

1 000 000 /6 =166 667 тг. в месяц.

Из этой суммы необходимо исключить ОПВ, т.к. они не подлежат обложению СО:

166 667 *10% =16 667 тг.

166 667- 16 667 =150 000 тг. –доход, с которого по закону предприниматель вправе исчислить СО за себя.

Теперь следует проверить, соблюдены ли нижняя и верхняя граница лимитов, установленная п.5 ст.15 закона №286-VI от 26.12.2019 г.

1 МЗП в 2021 г. = 42 500 тг. (нижняя граница базы)

7 МЗП в 2021 г. = 7* 42 500 =297 500 тг. (верхняя граница базы).

Сумма ежемесячного дохода предпринимателя в 150 000 тг.  находится в рамках установленных лимитов. А значит, ИП вправе сам решать, всю ли сумму он примет в качестве объекта обложения СО или снизит ее, вплоть до нижней границы. Решение будет зависеть от того, рассчитывает ли предприниматель на получение в будущем страховых выплат из ГФСС. Так, для ИП –женщин остро стоит вопрос получения страховых выплат на время декрета. Поэтому, таким ИП имеет смысл уплачивать СО со всей доступной суммы, чтобы в будущем получить хорошие суммы выплаты и пособия по уходу за ребенком. Если ИП не рассчитывает на будущие выплаты из ГФСС, ему есть смысл платить СО по минимуму – с суммы 42 500 тг., а не со всех 150 000 тг. Также он вправе установить в качестве базы любую сумму в диапазоне от 42 500 до 150 000 тг.

Допустим, ИП хочет уплатить СО по максимуму. Тогда расчет будет следующий:

150 000 *3,5% =5 250 тг. – ежемесячная сумма СО к уплате.

Если он решит уплачивать СО по минимуму:

42 500 *3,5% =1 488 тг. – ежемесячная сумма СО к уплате.

Можно выбрать в качестве базы для расчета СО любую другую сумму на свое усмотрение (в данном примере – любую, в диапазоне от 42 500 до 150 000 тг.). Например, базой для СО предприниматель решил выбрать сумму 100 000 тг.:

100 000 *3,5% =3 500 тг.

Должны ли базы для расчета ОПВ и СО ИП за себя быть одинаковыми?

Нет, не должны. Законами предусмотрены разные верхние планки для сумм, принимаемых в качестве базы. Одно это уже свидетельствует о том, что ОПВ и СО могут рассчитываться с разных сумм. Неизменно только требование, чтобы доход, принимаемый в качестве базы, не превышал налогооблагаемого дохода ИП.

При этом, для своего личного удобства, чтобы не запутаться в расчетах, ИП вправе, разумеется, установить одинаковые базы для расчета этих двух показателей. Но это его право, а не обязанность. Ориентироваться следует только на практическую пользу уплаты большей или меньшей суммы СО или ОПВ:

  • планирует ли ИП получать декретные (тогда есть смысл платить СО выше минималки или вообще по максимуму);
  • возможно, не за горами пенсия (тогда есть смысл платить ОПВ по максимуму);
  • возможно, ИП не рассчитывает на выплаты из ГФСС и помимо государственной пенсии обеспечил себя другими источниками дохода в старости (тогда можно платить СО и ОПВ по минимуму).

В сервисе «Калькулятор расчета зарплаты» от Mybuh.kz для расчета СО предусмотрена специальная отдельная «галочка» («Отдельная база СО»). Это позволит ИП установить в качестве базы для СО за себя ту сумму, которую он посчитает для себя необходимой (в рамках законодательных ограничений).

Насколько полезна была статья?

(0)

Больше интересных статей

#Полезное #Режимы налогооблажения

ИП по общеустановленному режиму, особенности ведения

Что нужно знать начинающему предпринимателю о режиме ИП на общеустановленном режиме. Особенности обще установленного налогового режима для ИП. Сколько и какие налоги обязан уплачивать предприниматель. Как упростить ведение учета с помощью сервиса от Mybuh.kz.

#Новости #Бухгалтерия

Можно ли ТОО заняться новым видом деятельности без получения ОКЭД?

Вправе ли ТОО заняться новым направлением деятельности, без получения дополнительного ОКЭД.

#Новости #Бухгалтерия

Утверждены Правила исчисления и уплаты ОПВР

Каков порядок начисления и уплаты ОПВР. С какого периода казахстанские работодатели будут уплачивать ОПВР.

#Новости #Бухгалтерия

Что делать с возвратом ОПВ и ВОСМС за умершего сотрудника?

Как быть при возврате платежей по ОПВ и ВОСМС, если на момент возврата сотрудник умер. Надо ли выплачивать их наследникам.

#Новости #Бухгалтерия

У ИП на упрощенке несколько ОКЭД: сколько форм 910.00 сдавать?

Сколько ф.910.00 сдавать ИП, если у него несколько ОКЭД. Можно ли сдать одну форму по всем видам деятельности.

#Новости #Бухгалтерия

Повышение квалификации: может ли работодатель возместить расходы сотруднику и отнести их на вычет по КПН?

Может ли работодатель возместить сотруднику расходы на его обучение, если документы выписаны на имя сотрудника. Можно ли отнести эти расходы на вычет по КПН.

#Новости #Юридические услуги

Может ли ИП из России вести бизнес в Казахстане?

Имеет ли право ИП из РФ вести предпринимательскую деятельность в Казахстане. Обязательно ли становиться резидентом РК или можно физически находиться на территории РФ.

#Новости #Бухгалтерия

Должна ли вторичная деятельность ТОО совпадать с основным ОКЭД?

Обязательно ли вторичная деятельность должна совпадать с ОКЭД основной деятельности. Нужно ли открывать дополнительный ОКЭД.

#Полезное #Режимы налогооблажения

ИП по патенту - как получить и вести бизнес в Казахстане?

Что нужно знать начинающему предпринимателю о спецрежиме ИП по патенту.Особенности спецрежима «ИП по патенту». Сколько и какие налоги обязан уплачивать предприниматель. Как получить патент с помощью Mybuh.kz.

#Новости #Бухгалтерия

Как ИП на упрощенке платить соцплатежи за себя, если после открытия отработан неполный месяц?

Сколько ИП нужно уплатить соцплатежей за себя, если после открытия ИП отработан неполный месяц. Зависит ли сумма от числа отработанных дней в месяце.

#Новости #Бизнес

Депозиты: какие есть виды и преимущества?

Рассказываем подробно об отличиях и выгодах каждого депозита

#Новости #Налоги

Всеобщее декларирование: наличные сверх 10 000 МРП можно не хранить в банке

Обязательно ли хранить в банке наличные сверх лимита в 10 000 МРП, отраженные в декларации ф.250.00.

#Новости #Бухгалтерия

Превышен предел пособия по больничному: оплачивать ли второй больничный за месяц?

Нужно ли оплачивать второй больничный в месяце одному и тому же сотруднику, если уже превышен предел выплат в текущем месяце.

#Полезное #ИП и ТОО

Государственный грант на открытие своего бизнеса

Кто может рассчитывать на получение безвозмездного гранта от государства в сумме до 200 МРП на запуск своего дела. На каких условиях выдается грант. Куда обратиться для оформления и какие документы потребуются.

#Новости #Бухгалтерия

ИП купил коммерческое помещение в кредит: какую отчетность сдавать?

Нужно ли сдавать дополнительные формы налоговой отчетности, если ИП приобрел в кредит нежилое помещение.

#Полезное #Режимы налогооблажения

ТОО упрощенка, налоги, отчетность, оборот

В чем особенности налогового режима «ТОО на упрощенке». Сколько и какие налоги уплачивает ТОО на упрощенке. Какие платежи отчисляются от заработной платы работников. Как упростить ведение учета с помощью сервиса от Mybuh.kz.

#Полезное #Режимы налогооблажения

ИП упрощенка: Упрощённая декларация в Казахстане - условия и особенности ведения

ИП упрощенка: Упрощённая декларация в Казахстане - условия и особенности ведения. Особенности налогового режима ИП на упрощенке. Сколько и какие налоги обязан уплачивать предприниматель. Какие платежи платит ИП с работниками. Как упростить ведение учета с помощью сервиса от Mybuh.kz.

#Новости

Утверждены значения МРП и МЗП на 2023 г.

В каком размере утверждены значения МРП и МЗП в Казахстане на 2023 г. Как это отразится на предпринимателях.

#Новости #Бухгалтерия

Авансовый отчет: можно ли подтвердить расход распечаткой с приложения Каспи?

Можно ли принять распечатку квитанцию с Каспи-приложения, для закрытия авансового отчета.

#Новости #МРП в Казахстане

Новый год 2023: как будем отдыхать?

Как казахстанцы отдохнут на Новый год и в начале января 2023 г. Как распределятся рабочие дни при пятидневной и шестидневной рабочей неделе.

Новые видео на Youtube youtube-image

НАЗАД

Комментарии

Сабыр 01.09.2021, 16:13
Здравствуйте ! Ссылаюсь на предыдущий вопрос. Извиняюсь заранее. Может что-то не понял, но у вас написано в разделе "Как считать базу СО при уплате отчислений ИП за себя?" следующее: Например, при доходе за период в 1 000 000 тг., ежемесячный доход предпринимателя условно составит: 1 000 000 /6 =166 667 тг. в месяц. Из этой суммы необходимо исключить ОПВ, т.к. они не подлежат обложению СО: 166 667 *10% =16 667 тг. 166 667- 16 667 =150 000 тг. –доход, с которого по закону предприниматель вправе исчислить СО за себя.

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 02.09.2021, 09:54
Если вы рассчитываете СО для ИП, то формулу мы вам подсказали. Если вы рассчитываете СО за наемного работника, то ОПВ отнимается. В калькуляторе, есть ссылка на формулы.
Сабыр 11.08.2021, 06:18
Здравствуйте, а почему калькулятор при расчете СО для ИП на упрощение не минусует ОПВ ? Когда ставлю 166667 тенге калькулятор считает СО не со 150000 тенге а с 166667 тенге?

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 11.08.2021, 09:38
при расчете СО у ИП, ОПВ не отнимается, ОПВ отнимается только при расчете СО у работника
Кабдуллина Айгуль 04.08.2021, 20:04
Здравствуйте, вы здесь пишете что можно показывать отдельную базу для опв и со, но почему то в налоговом на этот мой вопрос ответили должна одинаковая база.
Менеджер Mybuh.kz 30.11.-0001, 00:00
Ахметкалиева Зухра 03.08.2021, 17:06
Добрый день. У меня ИП УСН и я инвалид 2й группы. Правильно ли я понимаю в части налогообложения : ИПН(корпоративный) с дохода оплачивается без применения льгот. А социальных платежей за индивидуального предпринимателя - 0? Спасибо.

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 20.08.2021, 11:03
Добрый день! Оплачиваете только СО.
Aisulu Aituarova 25.07.2021, 13:10
Добрый день. ИП оплачивал за себя опв и со с одинакового заявленного дохода в размере 200 000 правильно ли? теперь ип уходит в декрет можно ли установить размер для опв 200 000, для со 297500? спасибо
Менеджер Mybuh.kz 30.11.-0001, 00:00
Котельникова О.В. 13.07.2021, 12:29
Добрый день! ИП на упрощенке. На протяжении нескольких лет сдаем пустографку, нужно ли платить ОПВ, СО, ВОСМС? ОПВ, СО и ВОСМС не платили. Чем это грозит? Что делать в данной ситуации?

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 13.07.2021, 12:32
ВОСМС платить обязательно, ОПВ и СО - обязательно оплачивать в месяцах когда был доход. Грозит штрафами и блокировкой счетов и карт. по Ип читайте здесь
Елена Рандей 01.07.2021, 15:13
Здравствуйте! ИП оплачивает за себя социальные отчисления от максимального предела, а пенсионные от 42500. При сдаче больничного листа для выплаты декретных сейчас специалисты смотрят поступления пенсионных и социальных отчислений. Пытаются даже отказать в выплате декретных мотивирую тем что отчисления от разного дохода. Как быть в таком случае?
Менеджер Mybuh.kz 30.11.-0001, 00:00
Серик Коканов 23.06.2021, 01:53
Здравствуйте! У мня ИП УСН, возобновил деятельность с июня 2021, в июне 2021 открыл текущий счет в банке, поступления 1 310 000 тг. Обязательный пенсионный взнос будет 131 000 тг?

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 23.06.2021, 11:01
Добрый день! ИП вправе самостоятельно выбрать базу для отчисления налогов за себя, минимальная база - 42 500тг.
Марина Саначева 30.05.2021, 23:46
Здравствуйте. У меня ИП УСН, доход низкий, менее 1 МЗП. Могу ли я оплачивать за себя ОПВ и СО по-минимуму?

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 31.05.2021, 09:27
конечно, можете. Ип самостоятельно определяет с какой суммы оплачивать ОПВ, СО, ВОСМС
Сахи Динара 13.05.2021, 18:33
Здравствуйте! У меня ИП УСН, скоро на пенсию, можно ли СО платить минимальный показатель 1488, а пенсионный максимально?

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 14.05.2021, 10:02
Да, можно
Асель Ибраева 24.02.2021, 11:59
Здравствуйте! У меня ИП УСН, дохода нет. Могу ли я оплачивать за себя ОПВ 42500, а СО 4900?

Посмотреть ответы

Менеджер Mybuh.kz 24.02.2021, 12:11
да, можно конечно
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...