
Антифрод-центр – акционерное общество «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан», которое осуществляет координацию и принятие мер, направленных на выявление и предотвращение платежных транзакций с признаками мошенничества и иных платежных транзакций
В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 25-1 Закона "О платежах..." участниками антифрод-центра являются:
1) организации;
2) операторы сотовой связи;
3) органы уголовного преследования;
4) органы национальной безопасности;
5) правоохранительные органы;
6) Национальный Банк Республики Казахстан;
7) уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Организация для включения информации в базу о попытках выполняет следующие последовательные действия:
1) выявляет платежные транзакции с признаками мошенничества клиента и отказывает в исполнении указания или приостанавливает исполнение указания и (или) расходные операции по банковскому счету, электронному кошельку, блокирует сумму платежа и (или) перевода денег на срок не более 5 (пяти) рабочих дней;
2) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты приостановления проводит анализ операций своего клиента, в том числе по получению дополнительной информации от клиента, необходимой для выяснения обстоятельств и принятия решения;
3) в случае подтверждения оснований (подозрений) об участии клиента в платежных операциях, связанных с платежными транзакциями с признаками мошенничества, направляет сообщение антифрод-центру о включении сведений в базу о попытках.
Исключение лица из базы о попытках осуществляется на основании сообщения, направленного антифрод-центру органом уголовного преследования или организацией по итогам рассмотрения заявления клиента о необоснованном либо ошибочном его включении в базу.
Организация в течение 3 (трех) рабочих дней с даты исключения лица из базы о попытках возобновляет расходные операции по банковскому счету, электронному кошельку, снимает блокировку суммы платежа и (или) перевода денег, а также уведомляет об этом клиента в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом.
Банк второго уровня или платежная организация при выявлении противоправного инцидента:
1) на срок не более 5 (пяти) рабочих дней блокирует банковский счет или электронный кошелек клиента;
2) в течение 5 (пяти) рабочих дней проводит анализ операций своего клиента, в том числе по получению дополнительной информации от клиента, необходимой для выяснения обстоятельств и принятия решения;
3) в случае подтверждения оснований (подозрений) направляет сообщение в Антифрод-центр, с указанием вида противоправного инцидента.
Антифрод-центр по инциденту, связанному с:
- незаконным производством, оборотом и (или) транзитом наркотиков отправляет информацию в органы внутренних дел;
- организацией деятельности финансовых пирамид, осуществлением платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино, иностранных букмекерских контор и (или) тотализаторов, не имеющих лицензий на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан, отправляет информацию в службу экономических расследований.
Исключение лица из базы по противоправным инцидентам осуществляется на основании сообщения, направленного антифрод-центру, правоохранительным органом по итогам проведенных мероприятий.
Банк второго уровня или платежная организация в течение 3 (трех) рабочих дней с даты исключения лица из базы лиц, задействованных в иных противоправных инцидентах, снимает блокировку по банковскому счету или электронному кошельку.