![Просрочка займа в банке или МФО: что делать Просрочка займа в банке или МФО: что делать](/upload/iblock/ac9/ac90cded7a86480c063421e5b1a14578.jpg)
С целью защиты прав заемщиков, испытывающих сложности с погашением займов и микрокредитов, в Казахстане действует обязательный для банков и МФО механизм урегулирования просроченной задолженности граждан. Имеется четкая процедура, которой обязаны следовать кредиторы, чтобы не допустить усугубления финансовых проблем должника.
При возникновении просроченной задолженности перед банком или МФО заемщик должен инициировать процедуру ее урегулирования. Для этого нужно подать кредитору (банку или МФО) заявление с указанием:
-
ФИО, ИИН, своих контактных данных;
-
сведений о займе;
-
причин возникновения просрочки с приложением имеющихся подтверждающих документов.
Подать заявление должник может как письменно в отделении банка или офисе МФО, так и онлайн через их официальные сайты или на электронную почту.
Далее процедура следующая:
-
в течение 15 календарных дней со дня получения заявления банк или МФО анализирует финансовое и социальное положение должника.
-
до истечения указанного срока заемщику должно быть сообщено о согласии банка или МФО с реструктуризацией займа;
-
в течение следующих 15 календарных дней вносятся необходимые изменения в условия договора займа или микрокредита и составляется новый график погашения.
Если же решение, которое устраивает обе стороны, не достигнуто, или заемщик столкнулся с затягиванием процедуры или ущемлением своих прав, ему следует обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
На основании жалобы заемщика АРРФР инициирует документальную проверку банка или МФО на предмет соблюдения кредитором законодательных требований к процессу урегулирования проблемной задолженности и прав заемщиков.
Обратиться в АРРФР граждане могут следующими способами:
-
через портал Egov.kz (сервис «Электронные обращения», «Заказать услугу онлайн», заполнить текст обращения и прикрепить подтверждающие документы).
-
через электронный сервис eOtinish (через приложение eGov-mobile в сервисе «Подать обращение» выбрать «Заявление» и заполните текст заявления)
-
отправив письмо по адресу Агентства: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21.
-
в Управление региональных представителей АРРФР.
Найти контакты региональных представителей можно на портале АРРФР. Для этого следует:
-
зайти на портал Gov.kz и раскрыть выпадающий список «Государственные органы»;
![4f04063e129ee06d109b0017b05e0b90.png 4f04063e129ee06d109b0017b05e0b90.png](/upload/medialibrary/06e/06e369b1ce677cea9e559c78ab154409.png)
-
в раскрывшемся списке перейти во вкладку «Другие» и выбрать «АРРФР»;
-
в открывшейся вкладке нажать на активную ссылку «Структура»;
![4c4fc34fb42832769dc22dbab069bf80.png 4c4fc34fb42832769dc22dbab069bf80.png](/upload/medialibrary/175/1754a27fcbe08a7929e47830a132aa59.png)
-
выбрать подраздел «Управления региональных представителей»;
![78daba63fd13c189b3baaa29b2da6564.png 78daba63fd13c189b3baaa29b2da6564.png](/upload/medialibrary/32c/32c5488b1a48fa42b8f6ea7bebf06420.png)
-
после этого откроется список представителей по городам Казахстана с их адресами и контактными данными.
Должникам следует помнить, что их права защищены, а кредиторы обязаны пойти навстречу в вопросе реструктуризации проблемной задолженности.