
Долгое время эта сфера была вне контроля налоговой. Но сейчас статус блогера в Казахстане официально закреплен. В законе «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» есть понятие «инфлюенсер (блогер)» – пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.
Напомним, что согласно п.2 ст.35 Предпринимательского кодекса РК обязательной государственной регистрации в качестве ИП подлежат физические лица, которые отвечают одному из следующих условий:
-
используют труд наемных работников на постоянной основе;
-
имеют от частного предпринимательства годовой доход в размере, превышающем 12 МЗП.
Следовательно, физлица (включая блогеров), получившие доход от осуществления предпринимательской деятельности, превышающий 12 МЗП (в 2024 г. – 1 020 000 тг.) обязаны встать на регистрационный учет в качестве ИП.
Если проигнорировать эту обязанность и не зарегистрировать ИП, то за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации физлицу грозит ответственность в соответствии со ст.463 КоАП РК –штраф. Сумма штрафа для физических лиц составляет 15 МРП (в 2024 г. -55 380 тг.).
Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, блогеру нужно представить в налоговую уведомление о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Уведомление можно направить через портал Egov.kz, портал «e-license» и мобильные приложения банков второго уровня.
При регистрации ИП нужно сразу выбрать режим налогообложения. Помимо общеустановленного режима, в рамках которого ИП придется платить 10% от дохода, предусмотрены и специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, в рамках которых исчисление и уплата налогов происходят проще, а ставка налога –ниже.
Но при этом ст.683 НК РК установлены ограничения для применения спецрежимов по численности работников и размеру полученного дохода, а также по видам деятельности.
Так, спецрежимы для субъектов малого бизнеса не вправе применять налогоплательщики, осуществляющие консультационные и (или) маркетинговые услуги (пп.3 п.2 ст.683 НК РК).
При этом, под маркетинговыми услугами понимаются услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию лучших экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы (пп.42) п.1 ст.1 НК РК).
Поэтому, если деятельность блогера связана с оказанием маркетинговых или консультационных услуг, он не сможет применять спецрежимы и ему придется выбрать для себя общеустановленный режим налогообложения.
Будьте внимательны при выборе ОКЭД. Во-первых, код ОКЭД должен соответствовать фактическому виду осуществляемой деятельности. А во-вторых, если, например, выбран ОКЭД «73.11.0 Деятельность рекламных агентств», то он предполагает оказание маркетинговых услуг. А значит, блогер, занятый в данной сфере, не может применять, например, упрощенный режим налогообложения.
Если вам требуется помощь в регистрации ИП и консультация по выбору подходящего режима налогообложения, вам поможет «Mybuh.kz». Также вы сможете поручить нам ведение учета в вашем ИП «под ключ».
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.