
Актуарные расчёты, проведённые ОЭСР, подтверждают, что установленная ставка взносов ОПВ в размере 10% является недостаточной для формирования приемлемого уровня пенсионного обеспечения в рамках накопительной пенсионной системы.
При продолжительном участии в системе, ставка в 10% не позволяет достичь целевых значений КЗД (Коэффициент замещения дохода (отношение пенсионного дохода к трудовому доходу перед пенсией), необходимых для замещения значимой доли утраченного трудового дохода после выхода на пенсию.
Международные практики подтверждают необходимость более высоких уровней пенсионных отчислений для достижения адекватного замещения дохода.
Например, средняя ставка пенсионных взносов по странам ОЭСР – 18,2% (данные 2022 года), а по странам, входящим в топ 10 стран индекса MCGPI (2024) – 20,7%.
Таким образом, на основании как теоретических моделей, так и практических наблюдений, можно заключить, что ставка ОПВ в размере 10% не обеспечивает формирование адекватного пенсионного дохода. В долгосрочной перспективе это требует пересмотра параметров пенсионной системы, включая предусмотренное поэтапное увеличение ставки взносов за счет введения ОПВР, стимулирование добровольных пенсионных накоплений и непрерывности участия в системе.
С учетом международной оценки группа казахстанских экспертов при информационно-аналитической поддержке ЕНПФ провели всесторонний анализ состояния отечественной пенсионной системы.
По результатам анализа был определен круг следующих системных проблем, требующих принятия неотложных решений.
Государственный компонент пенсии состоит из двух частей – солидарная и базовая пенсии. Размер солидарной пенсии у впервые выходящих на пенсию граждан из года в год неуклонно сокращается (поскольку у каждой новой возрастной когорты все меньше трудовой стаж до 1998 года). В начале 2040-х годов назначение солидарной пенсии гражданам (достигающим пенсионного возраста) прекратится полностью. При этом текущие параметры роста базовой пенсии не обеспечат адекватный уровень жизни пенсионеров в будущем. Базовая пенсия зависит от размера прожиточного минимума (далее – ПМ), индексируемого только на прогнозную инфляцию, тогда как рост трудовых доходов опережает фактическую инфляцию. В итоге объективно происходит снижение и обесценение размеров выплат государственного компонента пенсии пенсионерам относительно размеров доходов работающих граждан.
Введение с начала 2024 года ОПВР по условно-накопительной модели в будущем не сможет компенсировать снижение солидарной пенсии. ОПВР введены только для граждан, начиная с 1975 года рождения, и первые выплаты начнутся лишь в 2038 году. Размеры будущих выплат из накоплений, сформированных за счет ОПВР, с учетом 5% ставки взносов и ограничения по максимальной выплате (не более 2 ПМ) будут очень малы.
Для решения назревших проблем эксперты разработали и направили на рассмотрение Главе государства пакет системных мер по повышению финансовой устойчивости и адекватности пенсионной системы Казахстана, в том числе предложения по развитию накопительной системы и внедрению модели «4+1».
В целях обеспечения адекватности накоплений и пожизненности выплат накопительной пенсии экспертами было предложено заменить условно-накопительный вариант (фактически распределительный) ОПВР понятным и более справедливым (для работников и работодателей) смешанным вариантом (модель «4+1»):
• 4% ОПВР направлять на индивидуальные пенсионные счета работников (с правом собственности на такие накопления и правом их наследования),
• 1% ОПВР направлять на общий страховой счет (ОСС), который будет обеспечивать участникам пожизненные выплаты накопительной пенсии.
После наступления пенсионного возраста вкладчики начнут получать выплаты по Графику из ЕНПФ за счет обязательных пенсионных накоплений, сформированных за счет взносов работника (ОПВ) и работодателя (ОПВР) (ОПВ 10% + ОПВР 4%) в совокупности в размере 14%. После исчерпания своих пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете (примерно к 80-81 годам и возможно раньше) вкладчик начнет получать пожизненные выплаты с ОСС.
При этом, доплата со страхового счета будет производиться лишь добросовестным вкладчикам - кто имел достаточный стаж участия в НПС и сформировал определённый уровень накоплений для получения накопительной пенсии.
Согласно актуарным расчетам, модель «4+1» обеспечит положительный баланс ОСС в долгосрочной перспективе, что говорит о финансовой устойчивости системы (при правильной параметризации). В модели «4 + 1» сохранят свои пенсионные права, включая право собственности на пенсионные накопления, все участники, участвовавшие, но выбывшие из системы до наступления пенсионного возраста (умершие, выехавшие на ПМЖ за рубеж), в отличие от NDC системы. Также, право собственности на накопления ОПВР 4% позволит вкладчикам выбирать альтернативные инвестиционные стратегии и портфели (предлагаемые УИП), с возможностью повысить инвестиционный доход от управления пенсионными активами. Все вышеперечисленные преимущества модели «4+1» будут способствовать повышению заинтересованности работников и работодателей в формировании пенсионных сбережений.