Транспортная политика Казахстана опирается на выгодное транзитное местоположение страны и историческую роль территории республики в древних торговых путях.
Транспортная стратегия государства нацелена на использование географических преимуществ и превращение Казахстана в узловой транзитный хаб на Евразийском континенте.
Реализация стратегии требует совершенствования транспортных услуг и процессов в сторону их ускорения и упрощения. Ключевой инструмент в достижении этой цели – цифровизация.
С этой целью Министерство транспорта РК разрабатывает подробную карту цифровой трансформации на 5-летний период и ведет реинжиниринг функций и бизнес-процессов транспортной отрасли с учетом существующих и новых технологий в сфере IT.
Акцент поставлен на внедрении цифровых решений для взаимного обмена информацией и оформления перевозочных документов между участниками перевозочных процессов, включая контрольно-надзорные органы.
Уже реализовано и планируется к реализации следующее:
-
внедрен обмен и выдача электронных иностранных бланков разрешения (ИБР) в автомобильных грузоперевозках с Республикой Узбекистан. В дальнейшем планируется масштабировать этот опыт, в частности, уже имеется устная договоренность с Китаем и Турцией.
-
поставлена задача по обеспечению «бесшовного» транзита товаров путём внедрения единой цифровой платформы. Сейчас подробно изучается международный опыт, начато тесное сотрудничество с ОАЭ и Сингапуром.
-
проведено пробное тестирование грузовой мультимодальной платформы Tez Customs (автоматическая регистрация и автовыпуск транзитной декларации при сквозном транзите в третьи страны). К проекту уже подключились Азербайджан, Грузия и многие китайские логистические платформы.
-
продолжается работа по созданию национальной интеллектуальной транспортной системы (ИТС), где будут взаимосвязаны существующие информационные системы, аппаратно-программные комплексы и планируемые к внедрению цифровые проекты. Разрабатывается подробная техдокументация на создание ИТС. В 2024 году планируется утвердить необходимые документы и начать фактическую реализацию проекта.
-
создание единой системы путем объединения «Единой системы управления транспортными документами» (автотранспорт), «Системы e-Freight» (грузовые авиаперевозки), «Система управления движением судов» и «АСУ ДКР» (ЖД перевозки).