Это могут быть разбирательства по поводу срыва поставок, претензий к качеству и комплектности товара, трудовые споры с работниками и т.д. Порой дело не удается решить путем переговоров и тогда приходится обращаться в суд.
Но прежде, чем решать спор в судебном порядке, и по логике и по закону следует провести досудебное урегулирование. Эта процедура, во-первых, может помочь избежать судебного разбирательства (а значит, сэкономит и время, и деньги), а во-вторых, обращаться в суд по многим вопросам можно только после того, как не удалось решить вопрос в досудебном порядке. Т.е. суд попросту не примет дело к рассмотрению, если истец не представит доказательства того, что он пытался сначала решить вопрос миром. Эта норма закреплена в Гражданском Процессуальном кодексе (ч.6 ст.8, ст.152 ГКП РК).
Это своеобразный «фильтр» для дел, решить которые можно самостоятельно, не перегружая суды лишней работой. Поэтому, подать заявление в суд по ряду дел можно только после прохождения процедуры досудебного урегулирования, иначе иск будет отклонен.
Под досудебным урегулированием понимается достижение соглашения между спорящими сторонами, посредством которого разрешается противоречие между ними. Заключается оно в обмене документацией (письмами, претензиями) а также в запротоколированных встречах сторон, с целью решения конфликтной ситуации.
Как узнать, обязательна и процедура досудебного урегулирования конкретно в вашем случае или можно сразу обратиться в суд? Для ответа на этот вопрос следует изучить три основных источника:
-
текст договора (хозяйственного или трудового), в котором закреплена либо отсутствует обязанность сторон направить претензию перед обращением в суд;
-
Гражданский процессуальный кодекс (например, ст.306 ГПК РК вводит обязательный досудебный порядок по делам об установлении фактов имеющих юридическое значение);
-
закон, в котором урегулировано спорное правоотношение (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и т.д.)
Если в данных документах содержатся требования о том, что споры решаются сторонами путем переговоров, а только затем следует обращение в суд, то процедуры досудебного урегулирования не избежать.
Соблюсти досудебный порядок можно направит второй стороне письмо с требованием или претензией. Направляется оно так, чтобы можно было проверить факт получения его адресатом (курьером, заказным письмом с уведомлением).
При этом важнейшее значение имеет само содержание письма. Оно должно быть составлено так, чтобы в этом письме была четко выделена так называемая просительная часть, содержащая ваши требования к контрагенту. Формулировка просительной части должна быть как можно ближе к тексту просительной части будущего иска в том случае, если сторона не решит вопрос в досудебном порядке.
Также в тексте претензии необходимо обозначить разумный срок для исполнения содержащихся в ней требований. При указании срока нужно свериться с законодательством, уточнив, нет ли ограниченного законом минимального или максимального срока.
Если стороны договорились о встрече, по ее итогам должен быть оформлен протокол, четко отражающий итоги переговоров, достижение или не достижение договоренностей.
Во всех случаях имеется множество нюансов, от которых затем может зависеть исход судебного разбирательства. Поэтому составление писем, претензий, ответов на них, ведение протоколов следует доверить профессиональным юристам, имеющим опыт участия в судебных процессах и специализирующихся в сфере гражданского и трудового права. Профессионально оформленная досудебная переписка дает большую вероятность того, что оппонент решит вопрос, не доводя дело до суда. А в случае судебного разбирательства вам не грозит отказ в принятии иска по формальным основаниям.
Провести досудебное урегулирование споров по гражданским делам и трудовым спорам вам помогут профессиональные юристы «Mybuh.kz». Мы оказываем как разовые услуги по составлению писем, претензий и т.д., так и проводим полное юридическое обслуживание ИП и ТОО в рамках услуги «юридический аутсорсинг». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время, чтобы проконсультировать вас подробнее.