Во многих небольших организациях практикуется передача бухгалтеру функций кадровика. И даже в более крупных, по причине сокращения штата, на бухгалтерию могут быть возложены функции кадровой службы. Может ли бухгалтер выполнять работу кадровика? Как это правильно оформить? Не будет ли это нарушением законодательства? Давайте разберемся…
Обратимся к нормативной базе.
В ТК РК предусмотрено такое понятие, как «совмещение должностей» -выполнение работником наряду со своей основной работой по трудовому договору еще и дополнительной работы по другой вакантной должности.
Понятие «совмещение должностей» не следует путать с понятием «совместительство». Подробнее именно о совместительстве можно узнать здесь.
Согласно п.1 ст.21 ТК РК, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме (п.1 ст.33 ТК РК).
Согласно п.3 ст.33 ТК РК допуск к работе лица осуществляется только после заключения трудового договора. Если трудового договора нет или он оформлен ненадлежащим образом, работодатель понесет административную ответственность в соответствии со ст.86 КоАП РК.
Подробнее о штрафах за работу без трудового договора узнайте здесь.
Если с работником (бухгалтером) уже имеется заключенный трудовой договор на выполнение работы по должности бухгалтера, но дополнительно ему планируется поручить работу кадровика (на условии совмещения должностей), заключать отдельный трудовой договор на работу по должности кадровика не требуется. Однако, работник должен быть ознакомлен со своими обязанностями по дополнительной должности.
Также бухгалтеру должна быть установлена доплата сверх оклада по основной должности. Это требование п.1 ст.111 ТК РК.
Размер такой доплаты устанавливается работодателем по соглашению с работником, исходя из объема выполняемой работы (п.3 ст.111 ТК РК).
Что касается полномочий бухгалтера издавать приказы по персоналу: согласно пп.41 п.1 ст.1 ТК РК под актами работодателя понимаются приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем.
Согласно ст.11 ТК РК работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РК и иными нормативными актами.
Согласно ст.53 закона № 220-1. от 22.04.1998 г. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» именно директор ТОО издает приказы о назначении их на должность, переводе, увольнении, определяет системы оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов, премий и т.д. Таким образом, ни кадровик, ни замещающий его бухгалтер не решает самостоятельно подобные вопросы. В его задачи входит не издание приказов, а их подготовка для подписи у директора ТОО. Приказ вступит в силу только после его подписания руководителем. Следовательно, бухгалтер ответственен только за подготовку текста приказа, а за содержание и исполнение ответственность несет директор ТОО.
Подведем итоги: бухгалтер организации может при необходимости совмещать в одном лице и бухгалтера и кадровика. Но при этом необходимо оформить это как совмещение должностей, издав соответствующий приказ, ознакомив бухгалтера с новыми обязанностями и установив ему доплату. Отдельный трудовой договор на выполнение функций кадровика заключать не требуется.
Все приказы по кадрам, включая прием, увольнение, премирование и т.д. подписывает руководитель. Бухгалтер должен только подготовить документ на подпись. Если руководитель отсутствует, на это время право подписи передается другому лицу (в т.ч. может быть передано и бухгалтеру). На этот случай издается отдельный приказ.
Если вам требуется помощь в организации кадровой работы, или нужна консультация специалиста по кадрам, бухгалтера, юриста или налогового эксперта, вам помогут специалисты «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.