
Обратимся к нормативной базе.
Основным документом, регламентирующим вопрос размещения рекламных материалов в Казахстане, является Закон № 508-II от 19.12.2003 г. «О рекламе».
Согласно ст.3 закона № 508-II, разграничиваются такие понятия, как:
- реклама;
- вывеска;
- наружная (визуальная) реклама.
В том случае, если организация намерена повесить рекламный баннер, речь идет о наружной рекламе.
Согласно пп.9 ст.3 закона № 508-II, наружная реклама это реклама, доступная визуальному восприятию:
- на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах;
- в полосе отвода автодорог общего пользования;
- на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автодорог общего пользования.
Согласно ст.11 этого же закона, размещение наружной рекламы производится на объектах, предназначенных для этого, в т.ч. на внешних сторонах зданий и сооружений.
При этом к наружной рекламе не относятся:
- вывеска;
- информация о режиме работы организации.
Размещать наружную рекламу можно только в том случае, если в акимат направлено уведомление об этом, в соответствии с Законом № 202-V от 16.05.2014 г. «О разрешениях и уведомлениях».
За размещение такой рекламы придется вносить плату (ст.603-606 НК РК). Плательщиками при этом будут признаны лица, размещающие наружную рекламу.
Размер платы зависит от:
- ставок платы;
- фактического срока размещения наружной рекламы.
Налоговая отчетность по плате за размещение наружной рекламы не предусмотрена.
Данные о планируемых суммах в налоговую предоставляет акимат (п.3 ст.603 НК РК). Задача плательщика – внести плату в установленный срок и в полном объеме. Внесенную плату можно отнести на вычеты в декларации по КПН (ст.263 НК РК).
Как видим, ни закон «О рекламе», ни НК РК не предусматривает особых условий или освобождений от платы в том случае, если наружная реклама размещена не на муниципальных или иных объектах, а на объекте, находящемся в личной собственности плательщика.
Следовательно, даже если разместить рекламный баннер на собственном заборе, предпринимателю придется вносить в бюджет плату за размещение наружной рекламы. Ставки при этом применяются стандартные, установленные ст.605 НК РК. Поэтому сэкономить таким образом на рекламном бюджете не получится.
Также напомним об административной ответственности за размещение рекламы, без направления соответствующего уведомления в акимат. Согласно ст.463 КоАП РК, за осуществление действий (операций) без соответствующей регистрации, разрешения или направления уведомления нарушителю грозит штраф (п.1 ст.463 КоАП РК):
- на физлиц -15 МРП;
- на должностных лиц, субъектов малого бизнеса или НКО -25 МРП;
- на субъектов среднего предпринимательства – 40 МРП;
- на субъектов крупного предпринимательства – 150 МРП.
При повторном нарушении в течение года после наложения первого штрафа, его сумма увеличится.