
Основные задачи Кодекса
1) переход к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики;
2) реформирование специальных налоговых режимов;
3) упорядочение и сокращение объема налоговых льгот минимум на 20%, определение четких правил их предоставления;
4) обеспечение перехода на сервисную модель взаимодействия между органами государственных доходов и налогоплательщиками;
5) обновление налогового администрирования;
6) полная цифровизация налогового контроля с сокращением форм налоговой отчетности на 30%;
7) уменьшение на 20% от общего количества налоговых и иных обязательных платежей в бюджет;
8) повышение инвестиционной привлекательности страны;
9) упрощение процедуры возврата НДС.
Что меняется в новом НК РК
1. Дифференцированные ставки корпоративного подоходного налога (далее - КНП).
Базовая ставка КПН сохраняется на уровне 20%.
Для банковского сектора ставка составит 25%, за исключением деятельности по кредитованию субъектов предпринимательства (20%).
Также предусматривается исчисление и уплата КПН по деятельности зала игровых автоматов, тотализатора и букмекерской конторы по повышенной ставке КПН 25% наряду с сохранением действующего порядка обложения налогом на игорный бизнес.
Для социальной сферы (образование, медицина) предусмотрено поэтапное повышение ставки: 5% с 2026 года, 10% с 2027 года. Для сельхозтоваропроизводителей ставка остается на уровне 3%.
2. В рамках налого-бюджетной реформы предлагаются дифференцированные ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС).
Предлагается увеличить базовую ставку с 12% до 16%.
Для юридических лиц-сельхозпроизводителей предлагается увеличение дополнительной суммы НДС, относимой в зачет, с 70% до 80%. Таким образом исключаются основания для роста цен на сельскохозяйственную продукцию.
Устанавливается пониженная ставка НДС для реализации лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг на уровне 5% с 2026 года, 10% с 2027 года.
При этом, предлагается освобождение от НДС лекарственных средств и медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования, а также для лечения орфанных и социально значимых заболеваний по перечню, определяемому Правительством, социально значимых продовольственных товаров и т.д.
3. По порогу постановки на регистрационный учет по НДС: предлагается предельный порог оборота для постановки на регистрационный учет по НДС снизить с 20 000 МРП до 10000 МРП.
Это позволит разрешить вопрос, связанный с налоговым «дроблением» и возможностью оптимизации.
4. Касательно введения прогрессивной ставки индивидуального подоходного налога предлагается установить повышенную ставку 15% для физических лиц, чей годовой доход превышает 8 500 МРП.
Кроме того, для доходов в виде дивидендов до 230 000 МРП - 5% и свыше данного предела – сумма налога с облагаемого дохода в размере 230 00-кратного МРП + 15% с суммы, превышающей его.
Для доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный порядок налогообложения: до 230 000-кратного МРП - 10 % и свыше данного предела – сумма налога с облагаемого дохода в размере 230 00-кратного МРП + 15% с суммы, превышающей его.
5. Изменения в акцизной политике: предлагается поэтапное увеличение ставок акцизов на алкоголь и табак, введение ставки акцизов на энергетические напитки.
6. По сокращению налогов: сборы и платы на 20%, исключается единый земельный налог, то есть из 12 видов налогов остается 11.
Из 10 плат исключается плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности. Объединяются три платы в одну: плата за пользование лесными и растительными ресурсами, животным миром и водными ресурсами поверхностных источников объединены в плату за пользование природными ресурсами. Таким образом, десять плат сокращаются до семи. Кроме того, исключаются 6 сборов, 5 государственных пошлин.
7. Реформирование специальных налоговых режимов (далее - СНР), так вместо семи СНР предлагается три (для самозанятых, на основе упрощенной декларации, для крестьянских и фермерских хозяйств).
СНР для самозанятых: ставка - 4%, предельный доход - до 15 млн. тенге в год, без обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
СНР на основе упрощенной декларации: лимит дохода – 600 тыс. МРП (2,36 млрд тенге в год), отсутствие ограничения по численности работников, ставка 4% и может быть снижена или увеличена маслихатами до 50% (ставка от 2% до 6%).
СНР для крестьянских и фермерских хозяйств: сохранен режим, предусмотренный в действующем законодательстве. При этом, вместо единого земельного налога будет уплачиваться ИПН.
8. Касательно налогообложения предметов «роскоши»: по легковым автомобилям стоимостью свыше 75 млн. тенге, по самолетам и яхтам стоимостью свыше 100 млн.тенге установлена ставка акциза в размере 10% от стоимости.
По недвижимому имуществу: при превышении совокупной стоимости объектов налогообложения 450 млн.тенге исчисление налога на имущество осуществляется с применением ставки в размере 2 % по каждому объекту налогообложения.
9. По налоговым льготам определен порядок действий по инициированию предложений уполномоченным органом в области налоговой политики по предоставлению или отказу в налоговой льготе, по продлению или отмене налоговой льготы, по сроку предоставления налоговой льготы.
Также обязанность по осуществлению мониторинга и контроля по налоговым льготам по курируемым отраслям вменена государственным уполномоченным органам.
10. По пересмотру подходов к всеобщему декларированию предлагается освободить физические лица от представления деклараций об активах и обязательствах, за исключением лиц, имеющих активы за пределами страны, а также установить обязанность по декларированию при приобретении в Республике Казахстан и за ее пределами имущества стоимостью свыше 20 000 МРП, с раскрытием информации об источниках покрытия расходов на его приобретение.
11. По сервисной модели налогового администрирования предлагается совершенно иной подход. Акцент в администрировании будет направлен на оказание поддержки бизнесу через внедрение «фискального сопровождения» с момента регистрации и на протяжении всей деятельности налогоплательщика. Основная цель сервисной модели – максимальное снижение административных издержек для налогоплательщиков, развитие экономики, повышение собираемости налогов в бюджет.
12. Камеральный контроль полностью переформатирован на автоматизированную сервисную модель с исключением человеческого фактора.
При выявлении нарушений уведомления (извещения) камерального контроля в зависимости от степени риска будут формироваться только в автоматизированном режиме, исполнение также осуществляется двумя способами – это предоставление налоговой отчетности либо пояснения о несогласии.
Упрощена процедура исполнения уведомлений со средней степенью риска, путем исключения обязательности представления подтверждающих документов и вынесения по ним решений о признании уведомления не исполненным.
Таким образом, все уведомления со средней степенью риска автоматически будут признаваться исполненными.
13. В целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса Кодексом сокращены сроки налоговых проверок при их продлении, ограничены сроки приостановления налоговых проверок в отношении малого/микро предпринимательства не более двух раз и сокращены сроки исполнения требований о предоставлении документов при их наличии в ходе налоговых проверок до 10 рабочих дней.
14. Предлагается ввести предоставление рассрочки, не обеспеченной залогом, налогоплательщикам с налоговой задолженностью до 1500 МРП и испытывающим временные финансовые затруднения, что позволит освободить должника от проведения оценки залогового имущества и его обязательного страхования, а также сократить временные рамки по предоставлению рассрочки.
Кроме того, предлагается новый подход в администрировании НДС, связанный с автоматизированным контролем выписки ЭСФ, пересмотрен порядок возврата НДС, в том числе в рамках сокращения сроков предлагается горизонтальный мониторинг осуществлять путем информационного взаимодействия между органами государственных доходов и налогоплательщиками и т.д.