Национальный каталог товаров – информационный ресурс, разработанный Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров, являющийся единым источником номенклатуры товаров и обязательный к использованию в качестве справочника товаров при осуществлении торговой деятельности, в том числе при осуществлении процессов маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан.
Субъекты внутренней торговли при осуществлении своей деятельности обязаны:
• при производстве или импорте товаров регистрировать их в Национальном каталоге товаров до осуществления продажи;
• при розничной и оптовой торговле осуществляют продажу товаров, определенных уполномоченным органом, только при наличии сведений о товарах в Национальном каталоге товаров.
Кроме того, ранее Приказом Минторговли РК от 11.05.2023 г. был утвержден Перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ), являющихся продуктами первой необходимости и повседневного спроса. Всего в перечне СЗПТ -19 наименований товаров.
СЗПТ должны быть экономически доступны населению, что достигается путем государственного регулирования цен, мониторинга торгового баланса СЗПТ, анализа экономической и физической доступности.
Поэтому стоит вопрос создания более эффективной и устойчивой системы товародвижения продовольственных товаров в Казахстане. Решить ее поможет внедрение и наполнение электронного каталога товаров.
Национальная система отслеживания товаропотока с применением Национального каталога товаров позволит:
-
контролировать и управлять перемещением товаров внутри страны;
-
обеспечить сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости и об операциях, связанных с оборотом таких товаров;
-
обеспечить прозрачность внутренних логистических процессов;
-
минимизировать непродуктивных посредников;
-
сдерживать цены на СЗПТ.
Для мониторинга цен используются данные ОФД, которые в свою очередь получают с кассовых аппаратов продавцов. Это обеспечивает более полное представление об изменениях цен на широком спектре товаров и услуг, что позволяет более точно оценить инфляцию в стране.
Данные ОФД являются объективными, поскольку они основаны на фактических покупках, а не опросах или оценках. Это повышает достоверность анализа и помогает избежать искажений, связанных с субъективными оценками.
При этом есть проблема в организации обработки данных ККМ, по причине того, что нет унифицированного наименования одного и того же товара.
С внедрением НКТ и обеспечением прослеживаемости СЗПТ продавцы будут вводить корректные (унифицированные) сведения в ЭСФ и ОФД, что представит возможность прослеживания СЗПТ от производства до конечной реализации.
Принятие НКТ найдет отражение и в НК РК. В новом Налоговом кодексе будет предусмотрено, что чек ККМ должен будет содержать наименование товара в соответствии с национальными стандартами РК.
Сроки и этапы внедрения:
• Этап 1 (с 1 января 2025 года) – внедрение номенклатуры НКТ по 19 категориям товаров, которые относятся к социально значимыми продовольственными товарами
• Этап 2 (с 1 января 2026 года) – внедрение номенклатуры НКТ по 365 категориям товаров, которые регулярно анализирует БНС АСПИР с целью мониторинга потребительских цен и расчета индекса потребительских цен товаров
• Этап 3 (с 1 января 2027 года) – внедрение номенклатуры НКТ для остальных товаров.
Какие выгоды и затраты для бизнеса внедрение НКТ смотрите здесь.