
Встречная налоговая проверка – вспомогательная налоговая проверка лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого проводится комплексная или тематическая налоговая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций по вопросам, возникающим в ходе налоговой проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).
При этом встречная налоговая проверка проводится за период, который соответствует проверяемому периоду налогоплательщика (налогового агента) в пределах срока исковой давности ( ст.65 НК РК).
Целью назначения встречных налоговых проверок является получение дополнительной информации у поставщиков и (или) покупателей о проведенных операциях между налогоплательщиками, подтверждения их факта осуществления с использованием сведений из информационной системы «Электронная счет-фактура», документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
Для назначения встречной вспомогательной проверки рассматривают следующие случаи:
1) неоприходование полученных по сделкам товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущества;
2) приобретение товаров (работ, услуг) или отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг по документам, оформленным с нарушением требований, установленных законодательством Республики Казахстан (в том числе с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, штампами, печатями организаций, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства), без заключения договоров в письменной форме;
3) невозможность реального осуществления налогоплательщиком сделок (операции) с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;
4) отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия трудовых ресурсов, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
5) учет для целей налогообложения только тех хозяйственных сделок (операций), которые непосредственно связаны с извлечением дохода, если для такого вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных сделок (операций);
6) совершение сделок (операций) с товарами, работами или услугами, которые не производились (оказывались) или не произведены (оказаны) в объеме, указанном налогоплательщиком (налоговым агентом) в документах бухгалтерского учета;
7) наличие и (или) неотражение в бухгалтерском учете зачетов погашения взаимных требований, операций по уступке прав требований, результатов товарообменных и безденежных операций;
8) приобретение товаров, работ, услуг по гражданско-правовой сделке, оплата которых произведена за наличный расчет;
9) представление дополнительных электронных счет-фактур, по которым производилась корректировка размера облагаемого оборота и (или) корректировка суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет;
10) заключение сделок с целью отнесения расходов на вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм налога на добавленную стоимость без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога;
12) отнесение в зачет сумм налога на добавленную стоимость по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого в Едином реестре досудебного расследования зарегистрировано уголовное дело по правонарушению, предусмотренному статьей 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;
13) заключение сделок с целью отнесения расходов на вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм налога на добавленную стоимость с аффилированными и взаимосвязанными сторонами;
14) получение информации от государственных органов, в том числе от правоохранительных органов о признаках и фактах уклонения от уплаты налогов;
15) определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов в порядке, установленном ст.173 НК РК.
До назначения встречной налоговой проверки при проведении комплексной или тематической налоговой проверки, горизонтального мониторинга требуется:
1) проведение выгрузки и определение перечня основных покупателей и поставщиков, по которым установлены факты не отражения взаиморасчетов в налоговой отчетности;
2) проведение сверки взаиморасчетов между покупателями и поставщиками для определения источника происхождения товаров, работ и услуг;
3) формирование запросов на встречные вспомогательные проверки в отношении покупателей и поставщиков, по которым установлены факты не отражения взаиморасчетов в налоговой отчетности, отсутствия происхождения товаров, применения ограничения выписки электронной счет-фактуры.
Срок исполнения запроса на встречную налоговую проверку при проведении комплексной или тематической налоговой проверки, горизонтального мониторинга органами государственных доходов не превышает 20 (двадцати) рабочих дней.
Запросы на проведение встречных налоговых проверок не формируются по взаиморасчетам со следующими поставщиками (налогоплательщиками):
1) осуществляющих поставку электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, услуг связи (в случае, если перечисленное не является товаром);
2) подлежащих налоговому мониторингу;
3) признанных бездействующими в порядке, определенном статьей 91 Налогового кодекса;
4) в отношении, которых проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке электронной счет-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг и отгрузки товаров;
5) регистрация (перерегистрация), а также заключение сделки, которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
6) нерезидентов, выполнявших работы (услуги), не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющих деятельность через филиал, представительство.