Приказ принят в соответствии с п.6 ст.180 нового Налогового кодекса Республики Казахстан и Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, совершенным в городе Астане 29 мая 2019 года, ратифицированным Законом Республики Казахстан «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
Товары, подлежащие прослеживаемости – прослеживаемость осуществляется в отношении включенных в перечень, утверждаемый Евразийской экономической комиссией, следующих товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза:
• товары, задержанные таможенными органами в соответствии с главой 52 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» и не востребованные в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
• не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
• не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, которые конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;
• товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
Под прослеживаемость согласно п.5 и 6 статьи 2 соглашения не попадают:
1) товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории Союза или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки) и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
3) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
4) товары, ввоз, приобретение, передача или отчуждение которых осуществляется физическими лицами в личных, семейных, иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
5) товары, предназначенные для официального пользования расположенными на таможенной территории Союза дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной и международными договорами, заключенными между государствами-членами, иными организациями или их представительствами, которые пользуются привилегиями и иммунитетами на территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена.
6) товары, подлежащие прослеживаемости, реализованные в розничной торговле;
7) товары, подлежащие прослеживаемости, сведения о которых содержат информацию, отнесенную в соответствии с законодательством государств-членов к государственной тайне (государственным секретам);
8) товары, подлежащие прослеживаемости, в случаях, определяемых Комиссией.
Системой прослеживаемости в Республике Казахстан является ИС ЭСФ, которая обеспечивает учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров.
На товары подлежащие прослеживаемости, надо выписывать ЭСФ в Виртуальном складе на основании оформленной сопроводительной накладной на товары.
Если ИС ЭСФ не работает оформляют сопроводительные документы на бумажном носителе в случае неисправности информационных систем с последующим вводом таких документов в национальную систему прослеживаемости в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после даты устранения неисправности информационных систем.
Ожидаемый результат от приказа - исполнение обязательств принятых Республикой Казахстан при присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) перед странами Евразийского экономического союза в рамках международного торгового сотрудничества, в части создания национальной системы прослеживаемости товаров, по которым применены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин, а также обеспечения бизнес-процесса по приему и передаче сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости по Решению комиссии ЕЭК на территории стран ЕАЭС.