Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Продавец не выдал чек, оштрафовали компанию: можно ли взыскать штраф с работника?

Продавец не выдал чек, оштрафовали компанию: можно ли взыскать штраф с работника?

#Новости #Юридические услуги

Опубликовано: 02.12.2024 Количество просмотров 12331

При продаже товара продавец обязан выдать покупателю чек. Но нередко бывает так, что работник-продавец пренебрегает этой обязанностью. Штраф же в этом случае накладывается на компанию-работодателя. Может ли работодатель затем взыскать со своего работника сумму штрафа? И как это отразить в учете? Давайте разберемся…

Обратимся к НК РК и ТК РК.

Согласно пп.1 ст.165, п.1 ст.166 НК РК денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством:

  • наличных денег;

  • расчетов с использованием платежных карточек;

  • расчетов с использованием мобильных платежей.

На территории РК денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр.

При торговле в розницу, когда покупателями являются физлица, часто используются многочисленные инструменты оплаты, предлагаемые Kaspi bank. И здесь чаще всего возникают вопросы, нужно ли пробивать дополнительно чек ККМ или нет.

Представляем «шпаргалку», в каких случаях при расчетах с помощью Kaspi bank нужно пробивать чек:

Оплачено

Нужно ли выбивать чек ККМ

Вид оплаты, который указывается в чеке

Каспи Red

да

«безналично» или «оплата картой»

Каспи Pay (QR-код)

да

«безналично» или «оплата картой»

Магазин на Kaspi.kz

да

«безналично» или «оплата картой»

Перевод на Kaspi Gold

да

«налично»

«Платежи» через Kaspi.kz

да

 «безналично» или «оплата картой»

Если же продавец по забывчивости, невнимательности или намеренно не пробил чек вообще, или не выдал чек, компании грозит ответственность по ст.284 КоАП РК.

Так, за первое нарушение (неприменение ККМ при осуществлении на территории РК денежных расчетов, производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, а также применение ККМ, являющейся неисправной или не состоящей на учете в налоговой) грозит только предупреждение.

Если же нарушение выявлено повторно в течение года после вынесенного предупреждения, придется оплатить штраф (п.2 ст.284 КоАП РК):

  • на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства -15 МРП;

  • на субъектов среднего предпринимательства – 30 МРП;

  • на субъектов крупного предпринимательства - 50 МРП.

Еще одно популярное нарушение: невыдача чека ККМ или товарного чека либо выдача чека ККМ или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу.

Здесь также при первом нарушении грозит предупреждение, а за повторное –штраф.

Штраф составит (п.4 ст.284 КоАП РК):

  • на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства – 20 МРП;

  • на субъектов среднего предпринимательства - 30 МРП;

  • на субъектов крупного предпринимательства - 40 МРП.

При этом уплачивать штраф должен работодатель, а не сам работник-продавец. Можно ли затем взыскать с его зарплаты эту сумму?

Согласно ст.64 ТК РК, за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применять следующие виды дисциплинарных взысканий:

  1. замечание;

  2. выговор;

  3. строгий выговор;

  4. расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Применение иных взысканий (в т.ч. удержание из зарплаты работника суммы штрафа) не допускается.

Однако, согласно ст.123 ТК РК, работодатель вправе требовать возмещения прямого действительного ущерба причиненного работником. Делается это либо в добровольном, либо (при отказе возместить ущерб добровольно) в судебном порядке.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

При этом прекращение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения работника от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба работодателю. Т.е. взыскать ущерб можно и после увольнения.

Таким образом, работодатель не вправе налагать штрафы на работников, или удерживать уплаченный штраф из их заработка, но у него есть право требовать возмещения прямого действительного ущерба, причиненного работником.

Если вам требуется консультация бухгалтера, налогового эксперта, специалиста по кадрам или юриста, вам поможет «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # Персонал

Больничный лист: на сколько выдается больничный, расчет больничного и оплата

Когда выдается больничный лист, на какой период. Как оформить больничный на себя и по уходу за больным ребенком. Как оплачивается больничный.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Новости # Налоги

Самозанятые в 2027 году: банки и платформы будут удерживать соцплатежи

Новый порядок налогового администрирования самозанятых.

# Новости # Юридические услуги

Выплаты декретных пересмотрят: пособия будут назначать с учетом нуждаемости

Порядок назначения государственных пособий привяжут к категории нуждаемости.

# Новости # Юридические услуги

Для города Алатау установили упрощенный порядок принятия НПА: основные сроки

Правила упрощенной подготовки и принятия подзаконных НПА, которые касаются деятельности города Алатау.

# Новости # Юридические услуги

Лицензию аудитора можно будет исправить без повторной подачи заявления

Новые правила выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

# Новости # Юридические услуги

Единая Служба финансового омбудсмана начнет работу с 1 января 2027 года

Служба финансового омбудсмана в Казахстане. Досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и организациями финансового рынка.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Юридические услуги

Узаконение перепланировки

Для чего необходимо проводить узаконение перепланировки. Любую ли перепланировку возможно узаконить.

# Новости # Юридические услуги

Вывеска на здании: с 1 октября 2026 года потребуется согласование

Согласование размещения вывесок в городе республиканского значения, столице, городе областного и районного значения, селе, поселке.

# Новости # Юридические услуги

Работодатели могут оформить обязательное страхование работников онлайн

Оформление договора обязательного страхования от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей (ОСНС) доступно онлайн.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Новости # Юридические услуги

Штрафы за нарушения в сфере персональных данных могут увеличить

Планируемый размер административного штрафа за нарушения в сфере защиты персональных данных.

# Новости # Юридические услуги

Персональные данные: с 2 октября изменятся правила их сбора и обработки

Новые правила сбора и обработки персональных данных в Казахстане.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

# Новости # Юридические услуги

С 2027 года изменятся условия назначения и приостановления социальных пособий

Перечень пособий в Казахстане, условия их назначения, приостановления, возобновления и прекращения выплат.

Наши сервисы