Согласно ст.5 закона № 405-V ЗРК от 16.11.2015 г., взносы в систему ОСМС должны вноситься ежемесячно. Образование задолженности не допускается. Также, согласно п.2 ст.5 медпомощь лица могут получить только в течение 3 месяцев с момента прекращения уплаты взносов. В случае возобновления уплаты, внесенные суммы сначала направляются на погашение образовавшейся задолженности (но не более 12 месяцев, после 01.01.2020 г.), а только затем засчитываются в счет того месяца, в котором они уплачены.
Оплата взносов проходит ряд проверок через Госкорпорацию «Правительство для граждан» и ИС «Saqtandyrý». При этом определяются:
- тип платежа (ЕСП или не ЕСП);
- наличие задолженности за 12 месяцев (но не ранее 01.01.2020 г.).
Если имеется задолженность хотя бы за 1 месяц, статус застрахованности не присваивается. Если задолженность отсутствует, и платеж поступил от ИП, частнопрактикующего лица или наемного работника, статус застрахованного лица присваивается на 3 последующих месяца.
Если плате поступил от самозанятого лица (ЕСП), то проверяется наличие платежей за 2 предыдущих месяца. Если платежи вносились –статус застрахованного присваивается до конца месяца оплаты. При отсутствии платежей в 2 предыдущих месяца лицо получает статус «незастрахован».
Перерасчет статусов ИС «Saqtandyrý» производит при поступлении каждого платежа, охватывая период в 12 месяцев. Таким образом, лицам необходимо обеспечить регулярную оплату взносов, а при наличии задолженности –погасить ее. В этом случае лицо будет иметь статус застрахованного и получит доступ к медуслугам сверх ГОБМП.
Получить консультацию по вопросам наличия задолженности можно в Управлении администрирования системы ОСМС: 8 (7172) 55 21 00, вн.10-537, 10-452, 10-292, 10-437.
Также информацию о наличии платежей можно получить:
- на портале Egov.kz с помощью услуги «Выдача информации об участии в качестве потребителя медуслуг и о перечисленных суммах на ОСМС и ВОСМС»;
- через SaqtandyryBot в Telegram.