Как правило, выясняется отсутствие взносов и отчислений, а также сведений, которые работодатели обязаны регулярно обновлять в базе ФОМС, в момент обращения в медучреждение. При этом на ожидание, когда же работодатель перечислит деньги и они зачислятся на счет или когда он обновит сведения в системе (это может занять несколько дней) времени нет.
Чтобы защитить право работников на медпомощь, Приказом Минздрава № ҚР ДСМ- 106 от 18.10.2021 г. внесены дополнения в некоторые ранее изданные приказы. Теперь работники смогут получать медпомощь, даже если в базе ФОМС нет сведений об оплате ООСМС и ВОСМС.
В частности, в Правилах ведения учета потребителей медуслуг, утвержденных приказом Минздрава № ҚР ДСМ-333/2020 от 29.12.2020 г., появится п.20-1. Пп.14 данного пункта гласит, что при отсутствии в ИС ФОМС данных об уплате взносов и отчислений, лица признаются потребителями медуслуг (а значит, могут получить медпомощь в рамках медстрахования) сроком на 1 месяц, если предоставят один из следующих документов:
- трудовая книжка;
- трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения;
- выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и (или) прекращение трудовых отношений;
- выписки из ведомости выдачи зарплаты работникам;
- послужной список, подписанный и заверенный печатью работодателя;
- выписки из ЕНПФ о перечисленных ОПВ;
- сведения из ГФСС о произведенных социальных отчислениях;
- архивная справка, содержащая сведения о трудовой деятельности работника;
- вступившее в законную силу решение суда об установлении факта наличия трудовых отношений.
Наиболее простым для работника способом подтвердить свое право на получение бесплатных медуслуг является предоставление выписки из ЕНПФ. Ее можно получить на портале enpf.kz за пару минут и не зависеть при этом от работодателя. Работникам отраслей, отнесенных в свое время к особо пострадавшим от пандемии, желательно запастись такой выпиской перед визитом в поликлинику. В этом случае, даже при отсутствии сведений в базе, они получат помощь и смогут пользоваться медуслугами сверх ГОБМП в течение месяца. За этот период следует воздействовать на работодателя, чтобы он исполнил свою обязанность по обновлению сведений в ИС ФОМС или уплатил платежи. При необходимости следует обратиться с жалобой в Госинспекцию труда или в ФОМС.
Поправки опубликованы 27.10.2021 г. и вступят в силу по истечении 10 календарных дней.