Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Учебное заведение превысило оборот: вставать ли на учет по НДС

Учебное заведение превысило оборот: вставать ли на учет по НДС

#Новости #НДС, СНТ, ЭСФ

Опубликовано: 19.01.2026 Количество просмотров 4495
Согласно п.4 ст.99 НК РК минимум оборота, при превышении которого ИП или ТОО необходимо вставать на учет по НДС, составляет 10 000 МРП в 2026 г. (43 250 000 МРП). Но всех ли налогоплательщиков это касается? Нужно ли вставать на учет по НДС учебному заведению, которое осуществляет деятельность в социальной сфере согласно лицензии: оказывает услуги по начальному и основному среднему образованию?

Внимательно изучим нормы, содержащиеся в ст.99 нового НК РК. Согласно п.3 ст.99 НК РК обязательной постановке на учет по НДС не подлежат:

      1) государственное учреждение;

      2) структурное подразделение юридического лица – резидента;

      3) лицо, занимающееся частной практикой;

      4) налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим;

      5) физическое лицо.

Данные категории налогоплательщиков не обязаны встать на учет даже при превышении минимума оборота.

Поэтому важно не только достижение минимума оборота, но и применяемый режим налогообложения - плательщиками НДС с 2026 г. могут быть только налогоплательщики на ОУР.

Также существует еще статья Налогового кодекса, которая содержит понятие необлагаемого оборота по НДС. Так, согласно ст.450 нового НК РК, необлагаемым оборотом является:

    1) оборот по реализации товаров, работ, услуг, освобожденный от налога на добавленную стоимость в соответствии с НК РК;

      2) оборот по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является Республика Казахстан.

      Если иное не установлено настоящей статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со ст.459 НК РК.

      Место реализации товаров, работ, услуг в государствах – членах ЕАЭС определяется в соответствии со ст.515 НК РК;

      3) оборот в виде остатков товаров, которые являются товарами, перечисленными в ст.474 НК РК;

      4) обороты по деятельности в сфере игорного бизнеса;

      5) обороты по реализации товаров, работ, услуг, по которым применяется специальный налоговый режим налогообложения;

      6) обороты по лотерейной деятельности.

В соответствии с пп. 23)-27) ст. 474 нового НК РК, освобождаются от НДС обороты по реализации (при условии, что местом реализации которых является Республика Казахстан):

1. образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения;

2. услуг по дополнительному образованию, оказываемых организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельностью;

3. образовательных услуг, осуществляемых по лицензиям на занятие образовательной деятельностью;

4. услуг автономных организаций образования по осуществлению образовательной деятельности по установленным законами Республики Казахстан следующим уровням образования:     

  • начальная школа, включающая дошкольное воспитание и обучение;

  •       основная школа;

  •       старшая школа;

  •       послесреднее образование;

  •       высшее образование;

  •       послевузовское образование;

5. услуг дополнительного образования, оказываемых автономными организациями образования, осуществляющими образовательную деятельность в соответствии с пп.26) ст.474 НК РК;

Таким образом, если организация оказывает образовательные услуги по лицензии, то оборот от реализации таких услуг не учитывается в минимуме оборота для обязательной постановки на учет по НДС.

Например, организация образования зарегистрирована как ТОО на ОУР (что обязывает ее вставать на учет по НДС при превышении минимума оборота 10 000 МРП) получает доход от оказания образовательных услуг по лицензии и сумма оборота составила 115 000 000 тг. за 2026 г.

Минимум оборота для постановки на учет по НДС в 2026 г. составляет:

4 325 *10 000 = 43 250 000 тг.

Казалось бы, превышение оборота налицо и организация должна уже давно встать на учет по НДС.

Однако, в соответствии с нормами ст.474 нового НК РК обязательств по постановке на регистрационный учет по НДС у данного учебного заведения не возникает.

Если учебное заведение помимо образовательных оказывает иные услуги, приносящие доход, то в этом случае следует вести раздельный учет и следить за тем, чтобы оборот от реализации таких услуг не превысил минимум оборота по НДС. При превышении порога уже придется встать на учет в качестве плательщика по НДС, поскольку оборот от реализации иных услуг уже не будет попадать под исключение.

Если вам нужна консультация налогового эксперта, вы можете задать свой вопрос специалистам «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.


Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

QR-платежи могут освободить от НДС

Возможность освобождения от НДС услуг по обслуживанию QR-платежей.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

Перечень товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета, изменен

Перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета. Актуализация Перечня импортируемых товаров.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

НДС при импорте можно будет оплачивать цифровыми теңге: КГД завершил интеграцию

Оплата НДС при импорте доступна с использованием цифрового теңге по декларациям на товары (ДТ) и заявлениям о ввозе товаров (ЗВТ).

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Новости # Налоги

Налоговый кодекс 2027: что меняется для бухгалтера

Проект изменений в Налоговый кодекс 2027 планируют внести в сентябре на рассмотрение Курултая.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

Выписка ЭСФ по новым правилам: что изменится с 13 октября

Изменения в ЭСФ редакционного характера. Замена понятий, используемых при оформлении ЭСФ.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

ЭСФ могут запретить выписывать при налоговом долге более шести месяцев

Введение приостановки выписки ЭСФ для налогоплательщиков с существенной просроченной налоговой задолженностью.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

СНТ можно будет исправлять по итогам налоговой проверки

Разработка механизма внесения изменений в СНТ на основании результатов налоговой проверки.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

КГД направит уведомления из-за занижения НДС: проверят ЭСФ и форму 300.00

Камеральный контроль по фактам занижения НДС, отраженного в налоговой отчетности.

# Новости # Юридические услуги

Выплаты декретных пересмотрят: пособия будут назначать с учетом нуждаемости

Порядок назначения государственных пособий привяжут к категории нуждаемости.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

Предварительную уплату НДС при импорте товаров в ЕАЭС могут ввести в Казахстане

Порядок уплаты НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС. НДС могут обязать уплачивать еще до ввоза товаров в Казахстан.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

Правила и сроки возврата НДС резидентам города Алатау с 2027 года

Специальные правила и сроки перечисления суммы превышения НДС, подтвержденной к возврату, для резидентов г.Алатау.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Новости # НДС, СНТ, ЭСФ

Как узнать причину приостановления выписки ЭСФ

Где ознакомиться с решением о приостановлении выписки ЭСФ.

Наши сервисы