Данным вносятся дополнения с июля 2024 года в Закон Республики Казахстан от 22.07.2011 г. «О миграции населения» в части проведения проверок по присутствию иностранцев и иностранной рабочий силы в Казахстане.
Теперь Органы внутренних дел могут осуществлять в пределах компетенции государственный контроль в области миграции населения.
В связи с этим Закон дополнят главой 11-1 Государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области миграции населения
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (далее – государственный контроль) осуществляется территориальными органами внутренних дел.
Субъектами государственного контроля (далее – субъекты контроля) являются физические и юридические лица, принимающие иностранцев и лиц без гражданства и (или) использующие иностранную рабочую силу, предусмотренные настоящим Законом.
Государственный контроль проводится в форме внеплановых проверок.
Основаниями внеплановой проверки (далее – проверка), назначаемой руководителем территориального органа внутренних дел, являются:
1) обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам и обстоятельствам, свидетельствующим о незаконном пребывании иностранцев, лиц без гражданства, а также о гражданах Республики Казахстан, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области миграции населения;
2) требования прокурора;
3) обращения государственных органов по конкретным фактам и обстоятельствам, свидетельствующим о незаконном пребывании иностранцев, лиц без гражданства, а также о гражданах Республики Казахстан, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области миграции населения;
4) поручения органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Должностное лицо (должностные лица) территориальных органов внутренних дел при проведении проверки имеет (имеют) право:
1) получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с предметом проверки при предъявлении документов;
2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки и с соблюдением требований о государственных секретах и иной охраняемой законом Республики Казахстан тайне;
3) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку;
4) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов, подведомственных и иных организаций.
Проверка проводится на основании акта о назначении проверки.
Акт о назначении проверки составляется в двух экземплярах.
Срок проведения проверки устанавливается с учетом предмета проверки, а также объема предстоящих работ и не должен превышать семь рабочих дней.
Срок проведения проверки может быть продлен только один раз не более чем на пятнадцать рабочих дней только в случаях необходимости:
1) получения информации от государственных органов Республики Казахстан;
2) установления места нахождения лица, в отношении которого проводится проверка.
Продление срока проверки осуществляется решением руководителя территориального органа полиции.
По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) территориального органа полиции составляется акт о результатах проверки.
Завершением срока проверки считается день вручения субъекту контроля акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки или дополнительном акте о продлении сроков проверки.
В случае выявления по итогам проверки административного или уголовного правонарушения в отношении субъекта контроля применяются меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях либо уголовным, уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.