Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

КПН за нерезидента –в каких случаях уплачивать в 2026 году

КПН за нерезидента –в каких случаях уплачивать в 2026 году

#Полезное #НДС, СНТ, ЭСФ

Опубликовано: 14.09.2026 Количество просмотров 6731
При выплате доходов нерезиденту РК, казахстанская компания принимает на себя обязанность по уплате КПН за нерезидента. Незнание и неисполнение своих обязательств может повлечь для казахстанской организации различные неприятности с налоговой. Кто же обязан уплачивать КПН за нерезидента и в какой срок, узнайте далее…

Чем определяется обязанность по уплате КПН за нерезидента?

Обязанность казахстанской компании –резидента РК уплачивать КПН по доходам, выплаченным контрагенту –нерезиденту РК, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, предусмотрена ст.683 нового НК РК. Казахстанский контрагент в этом случае выступает налоговым агентом (п.7 ст.683 НК РК).

КПН удерживается с доходов нерезидента, полученных из источников в Казахстане, у источника выплаты (т.е. контрагентом, который выплачивает данные доходы нерезиденту). Это производится в случае, если нерезидент:

  • не ведет деятельность на территории Казахстана;
  • не имеет на территории Казахстана постоянного учреждения (представительства, филиала).

Вычеты при этом не производятся (п.1 ст.683 НК РК). Удержанная казахстанской компанией сумма КПН перечисляется затем в бюджет в доход государства.

Согласно п.1 ст.679 НК РК доходом нерезидента, подлежащим обложению КПН, признаются доходы:

  • от реализации товаров, работ и услуг на территории Казахстана;
  • от реализации товаров с территории страны за ее пределы;
  • от оказания консультационных, управленческих, юридических и финансовых услуг за пределами РК;
  • в виде дивидендов, полученных от юрлица-резидента РК;
  • от услуг по международным перевозкам и т.д.

К данным видам доходов налоговому агенту необходимо применить ставку, указанную в п.1 ст.682 НК РК:

  • стандартная ставка -20%;
  • дивиденды -от 5% до 15%;
  • услуги по международным перевозкам -5%.

В какой срок нужно удержать налог?

В соответствии с п.1 ст.683 НК РК, исчислить и удержать КПН налоговый агент обязан:

  • по начисленным и выплаченным доходам -не позднее дня выплаты доходов нерезиденту;
  • по начисленным и невыплаченным доходам, отнесенным на вычеты –не позднее даты подачи декларации по КПН (согласно п.1 ст.359 НК РК –не позднее 31 марта года, следующего за отчетным).

Удержать КПН у источника выплаты нужно в любом случае –независимо от того, в какой форме выплачен доход и места осуществления выплаты нерезиденту, а также независимо от того, каким образом нерезидент намерен распорядиться полученным доходом в дальнейшем.

В какой срок необходимо отчитаться по КПН за нерезидента и уплатить налог?

Согласно ст. 685 НК РК казахстанский контрагент –налоговый агент обязан представить в УГД МФ РК по месту своего нахождения расчет по КПН, удерживаемый у нерезидента. Сроки предоставления расчета следующие:

  • за первые три квартала года – до 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором выплачивались средства нерезиденту;
  • за 4-й квартал года –до 31 марта следующего года, или года, когда начисленный, но не выплаченный доход нерезидента отнесен на вычеты.

Расчет предоставляется по форме 101.04. При его составлении необходимо руководствоваться Приказом Минфина №39 от 20.01.2020 г. "Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления".

Уплатить налог (перечислить его в бюджет) необходимо в сроки, установленные ст.684 НК РК. Сроки зависят от порядка взаиморасчетов между казахстанской организацией и нерезидентом:

  • предоплаты;
  • выплаты полной суммы;
  • если доход нерезидента начислен, но еще не выплачен.

В зависимости от условий взаиморасчетов варьируется и срок перечисления КПН за нерезидента в бюджет:

  • доход начислен и выплачен –оплата налога до 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты.
  • доход начислен, но не выплачен – до 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по КПН;
  • при наличии предоплаты –до 25 числа месяца, следующего за месяцем начисления дохода (не более суммы выплаченной предоплаты).

Если договор был заключен в иностранной валюте, рыночный курс обмена принимается тот, который был актуален в рабочий день, до даты начисления дохода. Следовательно, если доход начислен в понедельник, для конвертации принимается курс, действующий на прошедшую пятницу.

Согласно п.5 ст.684 НК РК перечисление суммы подоходного налога с дохода нерезидента у источника выплаты в бюджет осуществляется налоговым агентом по месту нахождения.

Пример.

Нерезидент-юрлицо, находящееся на территории РФ и являющееся резидентом РФ, оказало услуги по настройке оборудования казахстанской компании – резиденту РК. При этом услуги были оказаны на территории Казахстана – работники нерезидента были командированы в Казахстан. За это казахстанская компания уплатила нерезиденту 200 000 руб. согласно заключенного договора.

Согласно пп.2 п.1 ст.679 НК РК, такой доход признается доходом нерезидента из источников в РК. Поскольку у нерезидента нет в Казахстане филиала или представительства, то КПН удерживается у источника выплаты налоговым агентом –казахстанским получателем услуг.

Если бы услуги были оказаны удаленно (без командировки работников из РФ в Казахстан), то такие услуги не признавались бы доходом из источников в РК и не подлежали налогообложению КПН. Казахстанская компания не была бы обязана предоставлять ф.101.04.

Но поскольку был факт физического присутствия командированных сотрудников нерезидента в стране, услуги считаются оказанными на территории РК.

Ставка для таких услуг стандартная -20%, вычеты не применяются. Казахстанский контрагент обязан исчислить КПН по ставке 20%, удержать его и перечислить в бюджет. Срок перечисления будет зависеть от условий договора (предоплата, постоплата). Также в зависимости от того, в каком квартале оказаны услуги, придется сдать в УГД МФ РК форму 101.04.- до 15 числа второго месяца, после отчетного квартала или до 31 марта будущего года (если услуги получены в 4-м квартале текущего года).

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Кому нужно сдать ФНО 300.00

Кто обязан сдавать декларацию по НДС по ф.300.00.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

ТОО на ОУР приобретает товар в РФ: какую ставку НДС указывать при оформлении СНТ?

Какую ставку НДС указывать при оформлении СНТ на ввоз товара из РФ:0% или без НДС.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Кто может применять освобождение от НДС при трудоустройстве лиц с инвалидностью

Условия для работодателя для получения освобождения от НДС при трудоустройстве лиц с инвалидностью.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Как отменить ошибочный отзыв ЭСФ

Как исправить ошибочный отзыв ЭСФ .

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Можно ли выписывать ЭСФ, если на дату оборота ТОО не состояло на учете по НДС?

Допустимо ли выписать ЭСФ к АВР, подписанному в период, когда ТОО не состояло на учете по НДС. Можно ли ЭСФ выписывать «задним числом» в течение двух недель.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Новости # Налоги

Самозанятые в 2027 году: банки и платформы будут удерживать соцплатежи

Новый порядок налогового администрирования самозанятых.

# Новости # Юридические услуги

С 2027 года изменятся условия назначения и приостановления социальных пособий

Перечень пособий в Казахстане, условия их назначения, приостановления, возобновления и прекращения выплат.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

СНТ в Казахстане: на какие товары выписывать, сроки, штрафы.

Что такое Сопроводительная Накладная на Товар и на какие виды товаров она оформляется. С какого периода выписка СНТ обязательна для казахстанских предпринимателей и организаций. Какая ответственность предусмотрена за не выписку или ошибки в СНТ.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Какие налоги платить при экспорте товаров в Узбекистан?

Какие обязательства возникают у казахстанского экспортера при реализации товаров в Узбекистан. Оформлять ли СНТ, ЭСФ, платить ли НДС.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Как заполнить ЭСФ, если покупка оплачена частично наличными, частично безналичной оплатой?

Порядок заполнения, если покупатель оплатил стоимость двумя частями: наличными и безналично.

# Полезное # Персонал

Больничный лист: на сколько выдается больничный, расчет больничного и оплата

Когда выдается больничный лист, на какой период. Как оформить больничный на себя и по уходу за больным ребенком. Как оплачивается больничный.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

ИП без НДС: есть ли обязанность выписывать ЭСФ в 2026 г.?

Обязан ли ИП выписывать ЭСФ, если он не является плательщиком НДС. В какой срок выписывать ЭСФ.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

ТОО с НДС приобрело легковое авто без НДС: при продаже выставлять ЭСФ с НДС или без?

Включать ли НДС при выставлении ЭСФ на реализацию авто физлицу, если ранее это авто было приобретено у другого физлица без НДС.

Наши сервисы