
Обратимся к ГК РК.
Согласно ст.293 и ст.294 ГК РК неустойка (штраф, пеня) – это определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (например, в случае просрочки исполнения обязательств по договору). При этом кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, достаточно доказать факт просрочки исполнения обязательств.
Важный момент: соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме. Если даже основное обязательство заключено в иной форме (устная договоренность), то для соглашения о неустойке письменная форма обязательна. В противном случае соглашение будет признано ничтожным и кредитор потеряет право на взыскание суммы штрафа (неустойки).
Каким же первичным документом оформить получение от контрагента суммы штрафа (пени, неустойки)? Поскольку штраф не является товаром, работой или услугой, оформлять его актом выполненных работ неправомерно. Тем не менее, первичный документ необходим. А значит, компании придется разработать его форму самостоятельно.
Согласно п.3 ст.7 закона №234 от 28.02.2007 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены, ИП и организации разрабатывают самостоятельно. Разработанные формы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
-
наименование документа (формы);
-
дату составления;
-
наименование организации или фамилию и инициалы ИП, от имени которых составлен документ;
-
содержание операции или события;
-
единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);
-
наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;
-
идентификационный номер.
Выявив нарушение сроков исполнения обязательств, в рамках досудебного урегулирования заказчик должен направить контрагенту претензию. В претензии отражается требование об устранении нарушений исполнения обязательств. Утвержденного шаблона претензии нет, составляется она в произвольной письменной форме. Но для того, чтобы этот документ послужил и целям бухгалтерского учета (в качестве первичного документа), претензия должна соответствовать требованиям к оформлению первичных документов. Т.е. содержать вышеуказанные обязательные реквизиты.
На основании выставленной претензии, надлежащим образом оформленной и принятой контрагентом (подписанной руководителем контрагента) в учете отражается признание обязательства по уплате штрафа. В данном случае применяется стандартный метод начисления: датой признания признается дата принятия (подписания) претензии.
В учете контрагентов штрафы отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
У контрагента (нарушителя) |
У заказчика |
||||
Дт |
Кт |
Содержание |
Дт |
Кт |
Содержание |
7210,7110 |
3380, субсчет 3382 |
признание обязательства по уплате суммы предъявленной и принятой претензии |
1270, субсчет 1272 |
6290 |
начисление суммы штрафа по претензии |
1210 |
6010 |
оказание услуг (выписка АВР) на сумму оказанных услуг |
3310 |
1270, субсчет 1272 |
удержание суммы штрафа по претензии и уменьшение КЗ
|
1030 |
1210 |
поступление оплаты от заказчика услуг на сумму с учетом удержания штрафа |
3310 |
1030 |
оплата за услуги на сумму КЗ с учетом удержания штрафа |
3380, субсчет 3382 |
1210 |
удержание суммы штрафа по претензии и уменьшение ДЗ |
--- |
--- |
--- |
Если вам требуется консультация бухгалтера или юриста, вам поможет «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.