Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

ИП в отпуске по уходу за ребенком: перечислять ли за себя ВОСМС и ОПВ?

ИП в отпуске по уходу за ребенком: перечислять ли за себя ВОСМС и ОПВ?

#Новости #Бухгалтерия

Опубликовано: 12.05.2022 Количество просмотров 1891
Женщины, работающие по трудовому договору, при уходе в отпуск по уходу за ребенком получают от государства пакет социальных гарантий: за них ВОСМС уплачивается государством, а также субсидируются ОПВ. Тем самым, женщина сохраняет за собой право на получение медицинской помощи сверх ГОБМП, и не ущемлена в праве на получение пенсии в будущем.

Но как быть, если женщина работает не в найме, а является ИП? Распространяется ли на нее субсидирование ОПВ и уплата ВОСМС со стороны государства на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1 года? Нужно ли для этого делать приостановление деятельности ИП? Или необходимо самой продолжать уплачивать за себя ВОСМС за время отпуска по уходу за ребенком?

Обратимся к нормативной базе.

Согласно закона № 405-V от 16.11.2015 г. «Об обязательном социальном медицинском страховании» ежемесячная уплата ВОСМС и/ или ООСМС является обязательным условием для того, чтобы лицо имело право на получение медицинской помощи сверх ГОБМП.

При этом, государство за свой счет уплачивает ВОСМС за определенный круг лиц, которые либо не имеют дохода, либо относятся к социально уязвимым слоям населения. Перечень категорий, за которых ВОСМС платит государство, приведен в ст.26 данного закона. В т.ч. к ним относятся:

  • неработающие беременные женщины;

  • неработающее лицо (один из законных представителей ребенка), воспитывающее ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;

  • лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет

Согласно пп.1 п.7 ст.28 данного закона, такие лица освобождаются от уплаты взносов в фонд медстрахования.

Казалось бы, женщины-ИП в данном случае относятся к категории «Лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет», а значит имеют право на уплату за них ВОСМС со стороны государства.

Однако, в данном случае нужно учитывать и положение пп.9 п.2 ст.14 данного закона, согласно которому ИП обязаны платить ВОСМС за себя, кроме приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими.

В случае если женщина-ИП не приостановила деятельность ИП или ИП не признано бездействующим, то права на уплату ВОСМС со стороны государства она не имеет. Причина: поскольку ИП официально работает, женщина не может считаться «неработающей беременной», а поскольку женщина-ИП не является сама себе работником и не состоит сама с собой в трудовых отношениях, то и в «отпуск по уходу за ребенком» официально она уйти не может.

Факт, что в период декрета ИП может не функционировать и женщина не получает от предпринимательской деятельности дохода, поскольку занята уходом за ребенком, не учитывается. Значение имеет только официальная приостановка /не приостановка деятельности ИП.

Если женщина хочет не платить ВОСМС за период ухода за ребенком, нужно сделать приостановление деятельности ИП.

В этом случае она сможет рассчитывать на оплату за нее ВОСМС государством (до трех лет), а также на субсидирование ОПВ (до года).

Субсидирование ОПВ производится согласно п.2 ст.25 закона № 105-V от 21.06.2013 г. «О пенсионном обеспечении…». ОПВ субсидируется в размере 10% от дохода, ранее учтенного в качестве объекта социальных (не пенсионных!) отчислений. Кроме того, из суммы соцвыплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года также удерживаются ОПВ.

Таким образом, если женщина-ИП приостановила деятельность, СО и ОПВ за себя уплачивать не нужно (ОПВ будет субсидироваться), ВОСМС также уплачивать не нужно (платит государство).

Если же деятельность не будет официально приостановлена, но будет доход, женщине придется уплачивать за себя все платежи в обычном порядке: ОПВ, СО, ВОСМС.

Если же у ИП не будет фактического дохода, но оно не будет приостановлено, потребуется ежемесячно уплачивать за себя как минимум ВОСМС (5% от 1,4 МЗП или 4 200 тг. в 2022 году). СО и ОПВ при отсутствии дохода платить не требуется (но ОПВ при желании можно – 10% от МЗП).

Также не следует забывать об обязанности сдачи деклараций. Даже если нет дохода –декларации сдавать нужно обязательно, в т.ч. и ИП в декрете.

Если вам требуется консультация опытного бухгалтера или налогового эксперта –вам помогут специалисты «Mybuh.kz». При необходимости мы подскажем и поможем с приостановкой или закрытием ИП. Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # Бухгалтерия

Отчетность по мониторингу сделок: изменились правила заполнения

Заполнение отчетности по мониторингу сделок. Какие сведения нужно заполнять в соответствии с Национальным классификатором.

# Новости # Бухгалтерия

Периодичность и сроки сдачи статотчетов на 2027 год пересмотрят

Изменение периодичности и сроки представления статистических данных на 2027 год.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Новости # Налоги

Налоговый кодекс 2027: что меняется для бухгалтера

Проект изменений в Налоговый кодекс 2027 планируют внести в сентябре на рассмотрение Курултая.

# Новости # Бухгалтерия

Семинар- практикум «Зарплата 2026 без ошибок»: регистрация открыта!

Профессиональный офлайн семинар для бухгалтеров, налоговых консультантов и руководителей ТОО и ИП по расчету зарплаты в 2026 г.

# Новости # Бухгалтерия

Штатное расписание в Enbek хотят сделать обязательным

Работодателей могут обязать вносить сведения о штатном расписании в Единую систему учета трудовых договоров.

# Новости # Юридические услуги

Выплаты декретных пересмотрят: пособия будут назначать с учетом нуждаемости

Порядок назначения государственных пособий привяжут к категории нуждаемости.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам с 2026 года

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Новости # Бухгалтерия

Декретные могут потребовать вернуть: ГФСС подал 583 иска на 1,4 млрд теңге

В каком случае могут потребовать вернуть излишне выплаченные суммы декретных в ГФСС.

# Новости # Бухгалтерия

Больничный более двух месяцев: перечень заболеваний дополнят кодами МКБ

Готовится новый перечень заболеваний, при которых срок временной нетрудоспособности может превышать два месяца.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Бухгалтерия

Путевые листы и ТТН: с 29 сентября изменятся правила перевозки грузов

Обновленные правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

# Новости # Бухгалтерия

Минфин обновил классификаторы для участников ВЭД

Новые классификаторы при оформлении платежей и внешнеэкономических сделок.

# Новости # Бухгалтерия

Как заполнить ф.200.05, если работник относится к нескольким категориям физлиц одновременно.

Как отразить в ф.200.05 тот факт, что работник одновременно относится к нескольким категориям физлиц.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Новости # Бухгалтерия

Кто может не применять ККМ

Освобождение от применения ККМ.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

Наши сервисы