Если ранее навигационные пломбы, которые навешивались налоговой на границе со странами ЕАЭС, можно было взять в аренду за счет бюджета, то с 01.01.2022 г. оплата их стоимости ляжет на перевозчиков.
Напомним, применение навигационных пломб внедрено с целью снижения теневого товарооборота во взаимной торговле со странами ЕАЭС. Например, применение пломб позволяет предотвратить ввоз товаров в адрес фиктивных получателей, а также предотвратить лжетранзит (когда товар фактически не вывозится с территории РК). Это позволяет не только сократить потери бюджета от непоступления налогов, но и уравнивает конкурентные условия для казахстанского бизнеса. Аналогичные мероприятия производятся и в остальных странах-членах ЕАЭС.
По данным КГД МФ РК, применение навигационных пломб за 2020-2021 г. позволило сократить ввоз товаров в адрес фиктивных получателей более, чем в 50 раз, а долю лжетранзита – в 28 раз. Соответственно, существенно выросли поступления в бюджет.
КГД МФ РК напоминает, что сохранность навигационных пломб обеспечивается перевозчиками, осуществляющими международные автомобильные грузоперевозки. А в целях повышения ответственности участников ВЭД навешивание пломб с будущего года будет осуществляться за счет перевозчиков.
Следует обратить внимание, что пломбы навешиваются не на все грузовые авто, а только на те, что определены СУР.
Правила использования навигационных пломб утверждены Приказом Минфина №971 от 08.10.2020 г.
Сколько составит стоимость пломб и насколько казахстанским грузоперевозчикам придется увеличить свои расходы –пока неизвестно. Ориентировочно расходы бюджета на предоставление пломб в аренду составляли 50-80$ за единицу в месяц. Возможно, перевозчикам следует ориентироваться примерно на такую же стоимость. Механизм взимания оплаты пока в разработке.