Если ранее вкладчикам приходилось обращаться лично или через доверенное лицо в банк-агент, то теперь заявление на выплату можно будет подать напрямую в Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) в электронной форме. Этой возможностью смогут воспользоваться вкладчики следующих банков:
- АО «Tengri Bank»;
- АО «Валют-Транзит Банк»;
- АО «Казинвестбанк»;
- АО «Delta Bank»;
- АО «Qazaq Banki»;
- АО «Эксимбанк Казахстан»;
- АО «Банк Астаны».
В общей сложности в настоящий момент в стране насчитывается более 450 000 вкладчиков, которые еще не обращались за выплатой гарантийного возмещения. Теперь все они смогут подать заявление онлайн, что сэкономит время вкладчиков и позволит избежать скопления людей в отделениях банка-агента.
Очная процедура, когда заявление подается в банк-агент, также сохранится. Такой способ будет удобен тем лицам, которые предпочитают традиционный формат обслуживания, а также наследникам и представителям, действующим по доверенности.
Если суммы гарантийного возмещения окажутся невостребованными вкладчиками в течение 1 года с даты начала выплаты, они будут перечислены на счета этих лиц в ЕНПФ в качестве добровольных пенсионных взносов. Таким образом, даже в случае опоздания с подачей заявления вкладчики не утратят своего права на возмещение.
Вкладчики будут заранее оповещены о дате завершения выплат: для этого необходимо следить за публикациями в СМИ и на сайте КФГД. Счета для зачисления добровольных пенсионных взносов для таких лиц будут открываться автоматически, а перечисленные на них суммы освобождены от налогообложения (кроме инвестдохода). Такой порядок будет действовать для вкладчиков вышеперечисленных банков, а также для новых страховых случаев.
Еще одним новшеством стала защита депозитов, размещенных в филиалах иностранных банков, открытых на территории Казахстана. Они тоже войдут в систему обязательного гарантирования депозитов после получения филиалом иностранного банка лицензии (но не ранее 01.05.2021 г.).