Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

За сколько лет налоговая вправе проверить первичные документы у ИП на ОУР?

За сколько лет налоговая вправе проверить первичные документы у ИП на ОУР?

#Новости #Бухгалтерия

Опубликовано: 13.11.2024 Количество просмотров 9844
ИП на ОУР обязано вести полноценный бухгалтерский учет. Первичные документы необходимо хранить в течение определенного времени, чтобы у налоговой была возможность при необходимости с ними ознакомиться. Сколько лет нужно хранить «первичку» ИП на ОУР? Давайте разберемся…

Обратимся к НК РК.

Срок хранения первичных документов привязан к сроку исковой давности. Но не значит, что он равен ему.

Согласно п. 1, 2, 4 ст. 48 НК РК исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого:

  • налоговая вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет;

  • налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность или отозвать ее;

  • налогоплательщик, (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени.

В общем случае срок исковой давности составляет 3 года (ст.48 НК РК). Для некоторых категорий налогоплательщиков (например, недропользователей) он увеличивается до 5 лет. Отсчет срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода.

Однако, есть еще другие статьи НК РК (ст.193, ст.205), которые отдельно регламентируют сроки хранения определенных видов документов.

Так, согласно п.1 ст. 205 НК РК налоговые формы хранятся у налогоплательщика (налогового агента) в течение срока исковой давности, установленного ст. 48 НК РК, но не менее 5 лет. Т.е. даже если налогоплательщик попадает под общеустановленный срок исковой давности в 3 года, декларации он все равно обязан хранить не менее 5 лет.

Кроме того, согласно п. 3, 4, 5 ст.193 НК РК учетная документация, относящаяся к объектам налогообложения или объектам, связанным с налогообложением, хранится налогоплательщиком (налоговым агентом) до истечения срока исковой давности, установленного ст. 48 НК РК для каждого вида налога или платежа в бюджет, но не менее 5 лет.

Срок хранения учетной документации начинается с налогового периода, следующего за периодом, в котором на основании такой учетной документации исчислено налоговое обязательство.

Учетная документация, подтверждающая стоимость основных средств, хранится налогоплательщиком до истечения 5 лет, начиная с налогового периода, следующего за последним налоговым периодом, в котором по такому активу исчислены амортизационные отчисления.

Учетная документация, подтверждающая стоимость активов, не подлежащих амортизации, также хранится налогоплательщиком в течение 5 лет, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором у налогоплательщика произошло выбытие актива, не подлежащего амортизации.

Таким образом, ИП на ОУР обязано хранить первичные документы и ФНО не менее 5 лет.

Если вам требуется консультация бухгалтера или налогового эксперта, вам помогут специалисты «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Юридические услуги

Вывеска на здании: с 1 октября 2026 года потребуется согласование

Согласование размещения вывесок в городе республиканского значения, столице, городе областного и районного значения, селе, поселке.

# Новости # Бухгалтерия

Декретные могут потребовать вернуть: ГФСС подал 583 иска на 1,4 млрд теңге

В каком случае могут потребовать вернуть излишне выплаченные суммы декретных в ГФСС.

# Новости # Бухгалтерия

ОППВ за работников: перечень профессий расширят

За кого работодателей обяжут уплачивать обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ).

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Новости # Бухгалтерия

Отчетность по мониторингу сделок: изменились правила заполнения

Заполнение отчетности по мониторингу сделок. Какие сведения нужно заполнять в соответствии с Национальным классификатором.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Новости # Бухгалтерия

Периодичность и сроки сдачи статотчетов на 2027 год пересмотрят

Изменение периодичности и сроки представления статистических данных на 2027 год.

# Новости # Бухгалтерия

Минфин обновил классификаторы для участников ВЭД

Новые классификаторы при оформлении платежей и внешнеэкономических сделок.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Новости # Бухгалтерия

Семинар- практикум «Зарплата 2026 без ошибок»: регистрация открыта!

Профессиональный офлайн семинар для бухгалтеров, налоговых консультантов и руководителей ТОО и ИП по расчету зарплаты в 2026 г.

# Новости # Бухгалтерия

Больничный более двух месяцев: перечень заболеваний дополнят кодами МКБ

Готовится новый перечень заболеваний, при которых срок временной нетрудоспособности может превышать два месяца.

# Новости # Бухгалтерия

Штатное расписание в Enbek хотят сделать обязательным

Работодателей могут обязать вносить сведения о штатном расписании в Единую систему учета трудовых договоров.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Новости # Бизнес

Для магазинов и маркетплейсов меняются правила торговли: что изменится с октября 2026 года

Что изменится в правилах торговли для магазинов и маркетплейсов в Казахстане.

# Новости # Бухгалтерия

Как заполнить ф.200.05, если работник относится к нескольким категориям физлиц одновременно.

Как отразить в ф.200.05 тот факт, что работник одновременно относится к нескольким категориям физлиц.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Новости # Бухгалтерия

Путевые листы и ТТН: с 29 сентября изменятся правила перевозки грузов

Обновленные правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

Наши сервисы