
Жалобы подаются в тот орган или тому должностному лицу, или в тот суд, чьи действия (бездействие) и решение обжалуются. Орган или должностное лицо обязаны в течение 3 суток с даты ее получения направить их в вышестоящий орган или своему руководству.
Подавать жалобу можно:
- на языке, на котором ведется производство по делу;
- на родном языке заявителя;
- на языке, которым владеет заявитель.
Подавать жалобу можно:
- устно (с занесением ее в протокол, подписанный заявителем и должностным лицом, принявшим жалобу);
- письменно (с возможным приложением дополнительных материалов).
Отметим, что можно и упростить процедуру, направив жалобу сразу в суд. При этом суд не вправе отказать в рассмотрении дела по той причине, что заявитель не обращался в вышестоящий орган или к должностному лицу, назначившему административное наказание.
Податель жалобы вправе ее отозвать (как жалобу, поданную лично, так и поданную своим представителем или защитником). Не вправе отзывать жалобу только лица (несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и т.д.), за которых ее подали их законные представители –сделать это могут только сами представители. Если поданная жалоба отозвана письменным заявлением лица, то судья выносит определение о возвращении жалобы. При этом отзыв жалобы не препятствует ее повторной подаче.
Если нарушение связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением налоговых обязательств или обязательств по уплате соцплатежей, то заявитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в течение 30 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Есть также нюанс: подать жалобу лицам, указанным в ст.744-748 и ст.753 КоАП РК можно только в течение 10 суток с даты получения копии постановления, в том случае, если они не участвовали в рассмотрении дела. При этом, подача жалобы в назначенный срок приостанавливает исполнение (в т.ч. уплату штрафа) до принятия решения по жалобе.