Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Что выгоднее открыть животноводу: ТОО или КХ

Что выгоднее открыть животноводу: ТОО или КХ

#Полезное #ИП и ТОО

Опубликовано: 20.08.2026 Количество просмотров 20417
Сельские жители, решившие объединиться и всерьез заняться производством сельхозпродукции (например, развивать животноводство), сталкиваются с дилеммой – в каком качестве лучше оформить свою деятельность? Следует ли зарегистрировать ТОО или достаточно будет оформиться в качестве крестьянского хозяйства? Рассмотрим плюсы и минусы каждого из этих вариантов.

Что такое крестьянское хозяйство?

Если понятие ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью) многим знакомо, то понятие «крестьянское хозяйство» у большинства предпринимателей ассоциируется с небольшим частным подворьем. Но это не совсем так.

Согласно ст. 41 Предпринимательского Кодекса РК, крестьянское хозяйство является одной из форм предпринимательства.

Под крестьянским или фермерским хозяйством понимается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельхозназначения для производства сельхозпродукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.

Крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в формах:

  • крестьянского хозяйства (семейное предпринимательство, основанное на базе общей совместной собственности);
  • фермерского хозяйства (личное предпринимательство);
  • фермерского хозяйства (простое товарищество на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности).

Если объединяется группа физлиц (или ИП), приобретают в общую собственность имущество, то все сделки, права и обязанности осуществляются от имени всех членов совместного предпринимательства. При этом все равно требуется назначение формального главы.

Согласно ст.42 ПК РК главой крестьянского или фермерского хозяйства может быть:

  • гражданин РК;       
  • кандас (оралман)

Глава хозяйства должен обладать полной дееспособностью и быть старше 18 лет.

Членами крестьянского или фермерского хозяйства могут быть ведущие общее хозяйство:

  • супруги;
  • близкие родственники;
  • другие лица.

Таким образом, создать КХ может как один человек (в этом случае следует говорить о фермерским хозяйстве), так и группа лиц, объединившихся для совместного предпринимательства.

Согласно ст.44 ПК РК, крестьянское или фермерское хозяйство создается на добровольных началах. Оно считается созданным:

  • с момента госрегистрации права на земельный участок;
  • в ряде случаев – после регистрации в качестве ИП.

КХ вправе привлекать наемный труд: согласно п.3 ст.48 ПК РК, это может происходить в рамках трудового договора или в рамках договора на оказание услуг по представлению персонала.

Каков порядок налогообложения КХ?

Для того, чтобы поддержать сельхозпроизводителей, новый НК РК предусматривает для крестьянских и фермерских хозяйств специальный налоговый режим (ст.715 нового НК РК).

Использовать спецрежим могут КХ при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) в установленных предельных площадях (ст.728 нового НК РК).

При этом, п.2 ст.728 НК РК устанавливает ограничения по площади земельного участка. Она варьируется от 500 до 5 000 га, в зависимости от территории, где он расположен и от категории земель (пастбища, орошаемые земли и т.д.).

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок исчисления индивидуального подоходного налога (за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты) с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции и ее реализации, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства, реализации продуктов такой переработки, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.

Ставка ИПН -0,5% (ст.730 НК РК). Налоговым и отчетным периодом для применения данного специального налогового режима является календарный год (п.4 ст.728 НК РК).

При выборе специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств такой налоговый режим применяется налогоплательщиками сроком не менее одного календарного года при соответствии условиям его применения.

Согласно ст.732 НК РК, уплата ИПН, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, платы за пользование водными ресурсами поверхностных водных объектов, производятся в следующем порядке:

      1) суммы, исчисленные с 1 января до 1 октября налогового периода, – в срок не позднее 10 ноября текущего налогового периода;

      2) суммы, исчисленные с 1 октября по 31 декабря налогового периода, – в срок не позднее 10 апреля налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата ИПН крестьянским хозяйством производится в бюджет по месту нахождения земельного участка. 

Согласно п.2. ст.715 нового НК РК крестьянские или фермерские хозяйства, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, при получении доходов от видов деятельности, на которые не распространяется действие данного специального налогового режима, производят исчисление, уплату соответствующих налогов и представление налоговой отчетности по ним в следующих режимах налогообложения:

      1) в специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации при соответствии условиям его применения;

      2) в общеустановленном порядке.

При этом необходимо обеспечить ведение раздельного учета по видам деятельности, на которые распространяется СНР, и на которые он не распространяется.

Какие налоговые льготы дает статус КХ?

Если КХ владеет или пользуется землей большей площади, чем ограничено п.2 ст.728 НК РК, он не вправе применять спецрежим для КХ. А следовательно, такой предприниматель не имеет права и на льготы, предусмотренные для применяющих данный спецрежим.

Какие же это льготы?

Помимо низкой ставки ИПН, согласно ст. 731 нового НК РК налогоплательщики, применяющие СНР для крестьянских или фермерских хозяйств, не являются плательщиками следующих видов налогов и платежей в бюджет:

      1) земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками – по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим, за исключением земельных участков, используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан;

      2) налога на транспортные средства – по объектам налогообложения, указанным в пп.2) п.3 ст.563 НК РК;

      3) налога на имущество – по объектам налогообложения, указанным в пп.1) п.3 ст.588 НК РК;

      4) социального налога – по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

      5) платы за негативное воздействие на окружающую среду – по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

      6) НДС (за исключением налога на добавленную стоимость на импортируемые товары и налога на добавленную стоимость за нерезидента).

Таким образом, применение спецрежима для КХ позволяет предпринимателю существенно снизить налоговую нагрузку.

Что же выгоднее: ТОО или КХ?

Если предприниматель открывает ИП (крестьянское хозяйство), применяя спецрежим для КХ, то он:

  • уплачивает только ОПВ, ОПВР, СО и ВОСМС за себя (ежемесячно);
  • платит соцплатежи за членов КХ и работников (ежемесячно)
  • сдает декларацию по ф.920.00 один раз в год и ф.200.00 ежеквартально (если есть работники);
  • не платит соцналог, налог на транспорт по сельхозтехнике, легковым и грузовым авто (в пределах ограничения по количеству и мощности)
  • уплачивает ИПН по ставке 0,5%.

Если КХ планирует вести еще другие виды деятельности, то можно применять другой налоговый режим по ним (т.е. фактически совмещать два режима, обеспечив раздельный учет по доходам от разных видов деятельности).

Если же будет зарегистрировано, например,  ТОО на упрощенке, то в этом случае уплачивается КПН по ставке 4% (ставка может корректироваться местными акиматами в диапазоне от 2% до 6%). Соцналог налогоплательщики на упрощенке с 2026 г. не уплачивают.

Сдается отчет по форме 910 раз в полугодие:

  • за 1 полугодие –сдача с 01.07. по 15.08., уплата налога до 25.08.;
  •   за 2 полугодие – сдача с 01.01. по 15.02. будущего года, уплата налога до 25.02. будущего года.
Также сдается ф.200.00.

Помимо основного налога 4% ТОО на упрощенке обязано уплачивать и налоги с заработной платы работников:

  • 10% ИПН (индивидуальный подоходный налог);
  • 10% ОПВ (обязательные пенсионные взносы);
  • 3,5% ОПВР (обязательные пенсионные взносы работодателя);
  • 5% СО (социальные отчисления);
  • 3% ОСМС (обязательное медстрахование);
  • 2% ВОСМС (взносы на медстрахование).

Данные налоги уплачиваются ежемесячно, независимо от наличия у ТОО дохода. Срок уплаты –до 25 числа следующего месяца.

Таким образом, если предприниматель в сфере АПК укладывается в рамки, установленные для площади земельного участка (ст.728 НК РК), то при прочих равных условиях регистрация в форме КХ будет гораздо выгоднее для него в плане налоговой нагрузки.

Если у вас возникли вопросы касательно выбора организационно-правовой формы для своего бизнеса или вы хотите заранее оценить налоговую нагрузку –вам помогут специалисты «Mybuh.kz». Компетентные юристы, бухгалтера и налоговые консультанты к вашим услугам. Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # ИП и ТОО

Исполнительная надпись: что изменилось с сентября 2026 года

Новые правила совершения исполнительных надписей нотариусами в Казахстане.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Полезное # ИП и ТОО

Как закрыть ИП через Кабинет налогоплательщика

Как закрыть ИП онлайн через Кабинет налогоплательщика.

# Новости # Юридические услуги

Вывеска на здании: с 1 октября 2026 года потребуется согласование

Согласование размещения вывесок в городе республиканского значения, столице, городе областного и районного значения, селе, поселке.

# Полезное # ИП и ТОО

Уставный капитал ТОО: каким он должен быть?

Уставный капитал ТОО значительно влияет на возможности организации при осуществлении своей деятельности. Рекомендуем воспользоваться услугами специалистов для оценки товарищества.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Полезное # ИП и ТОО

Отказ в ликвидации ИП: как узнать причину и повторно подать заявление?

Где можно узнать причину отказа в ликвидации ИП.

# Полезное # ИП и ТОО

Обновлены правила получения и отзыва ЭЦП

Новые правила выдачи, хранения и отзыва сертификатов открытого ключа электронной цифровой подписи.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # ИП и ТОО

Как иностранцу-резиденту ЕАЭС открыть бизнес в Казахстане в 2026 г.

Как иностранному гражданину –резиденту стран, входящих в ЕАЭС, открыть компанию в Казахстане в 2026 г. Можно ли нерезиденту открыть ИП в Казахстане. Как производится налогообложение компаний с учредителем-нерезидентом из стран ЕАЭС.

Наши сервисы