
НК РК дает казахстанским налогоплательщикам право выбора способа взаимодействия с налоговой службой. Сдавать налоговую отчетность, оплачивать налоги, подавать различные заявления и т.д. можно как на бумажных бланках утвержденных стандартных форм, так и в электронном виде. Для упрощения и стандартизации оказания электронных услуг функционирует ПО «Кабинет налогоплательщика». С 2025 г. его функционал перенесен на новую платформу.
О том, чем Кабинет налогоплательщика ИСНА полезен для пользователей, каким функционалом обладает и как начать применять его для более быстрой сдачи налоговой отчетности расскажем далее…
Кабинет налогоплательщика ИСНА: чем сервис полезен налогоплательщику?
Все большее число государственных услуг переходит на электронный формат. Не исключением стали и услуги Налогового Комитета МФ РК. Большую часть услуг, оказываемых данной структурой, можно получить онлайн с помощью ПО «Кабинет налогоплательщика ИСНА». Также с помощью данного сервиса можно исполнить большую часть своих налоговых обязательств.
Преимущества «Кабинета налогоплательщика» перед традиционным явочным порядком взаимодействия налогоплательщика с налоговой службой следующие:
- круглосуточный онлайн доступ к «Кабинету», что исключает привязку к графику работы налоговой инспекции;
-
возможность своевременно узнавать об актуальных изменениях в налоговом законодательстве;
-
доступ к актуальным бланкам и шаблонам налоговой отчетности;
-
возможность подготовить и подать отчетность в любое удобное время;
-
доступ к службе поддержки налогоплательщиков по вопросам сдачи отчетности;
-
экономия личного времени налогоплательщика на визитах в налоговую инспекцию, а также на заполнении документации;
-
полная конфиденциальность информации;
-
отсутствие риска утери подаваемых документов и в принципе «человеческого фактора».
Для того, чтобы перейти на электронный формат взаимодействия с НК РК налогоплательщику достаточно иметь действующую ЭЦП.
Получить ЭЦП можно:
- в ЦОНе, предварительно, подав онлайн-заявку на сайте pki.gov.kz.;
-
на портале egov.kz, в разделе «Сервисы», «Получить ЭЦП удаленно».
Пользование сервисом для налогоплательщиков абсолютно бесплатно, как и выпуск ЭЦП.
Функциональные возможности личного кабинета налогоплательщика.
Пользователю «Кабинета налогоплательщика» в онлайн режиме доступны следующие услуги:
-
получение налоговых уведомлений и извещений;
-
заполнение и подача налоговой отчетности;
-
просмотр состояния обработки поданной отчетности (статусов);
-
подача налоговых заявлений (на зачет и возврат налогов и т.д.);
-
обжалование результатов налоговых проверок;
-
получение сведений об имеющихся объектах обложения;
-
формирование актов сверки по взаиморасчетам с НК РК;
-
просмотр собственных регистрационных данных;
-
предоставление лицевого счета;
-
запрос выписок с лицевого счета;
-
внесение средств для уплаты налогов и прочих платежей;
-
отслеживание истории оплат;
-
доступ к налоговому календарю;
-
проверка имеющейся налоговой задолженности;
-
скачивание и распечатка налоговой документации;
-
просмотр новостей об изменениях в налоговое законодательство
Все эти услуги налогоплательщик может получить не выходя из дома и не тратя время на посещение налоговой инспекции.
С учетом запросов пользователей функционал «Кабинета налогоплательщика» постоянно расширяется.
Установка Кабинета налогоплательщика, если на компьютере нет NCALayer.
«Кабинет налогоплательщика ИСНА» расположен по электронному адресу knp.kgd.gov.kz. Однако, если пользователь ранее не пользовался никакими сайтами, оказывающими государственные услуги, то при переходе по ссылке система выдаст ошибку доступа к сайту, т.е. ссылка окажется нерабочей. Это стандартная ситуация для новых пользователей и означает только необходимость установить сертификат NCALayer на свой компьютер.
Сделать это можно, перейдя по ссылке https://pki.gov.kz/ncalayer/
или на сайте salyk (раздел «Информационные системы»).
Пользователь будет перенаправлен на сайт НУЦ (Национального удостоверяющего центра).
На главной странице необходимо выбрать значок «NCALayer»
Откроется окно выбора операционной системы и требования к компьютеру пользователя. Установку следует произвести согласно шагам, указанным в Руководстве пользователя.
После установки сертификата и его последующего запуска, нужно нажать правой кнопкой мыши на иконку «NEW Layer» и выбрать «Управление модулями». В открывшемся списке выбрать «Модуль КНП» и нажать «Установить модуль».
Если в списке модулей не появился «Модуль КНП», то нужно закрыть программу и запустить ее заново.
После того, как на компьютере установлены все необходимые программы следует еще раз запустить на компьютере приложение «NCALayer» и заново пройти по ссылке.
После этого при входе на портал перед пользователем открывается страница входа, где нужно авторизоваться с помощью ЭЦП.
После авторизации откроется Главная страница.
Установка Кабинета налогоплательщика, если на компьютере ранее был установлен NCALayer.
Те пользователи, которые ранее уже пользовались услугами какого-либо из государственных порталов (например, услугами egov.kz), уже имеют на своем компьютере установленный сертификат NCALayer.
Однако, для пользования «Кабинетом налогоплательщика» имеющийся сертификат может потребоваться обновить. Для этого необходимо:
-
запустить ранее установленный NCALayer;
-
нажать правой кнопкой мыши на иконку NCALayer в нижнем правом углу экрана и выбрать «Выход»;
-
запустить сертификат повторно;
-
еще раз нажать на иконку NCALayer правой кнопкой мыши и выбрать «Управление модулями»;
-
в списке выбрать «Модуль КНП» и «Установить модуль».
Затем необходимо перейти по ссылке knp.kgd.gov.kz и откроется главная страница сервиса «Кабинет налогоплательщика».
Обратите внимание, что запускать приложение NCALayer следует каждый раз перед началом работы с «Кабинетом налогоплательщика».
В случае, если пользователь не установит на компьютер NCALayer, ссылка на «Кабинет налогоплательщика» не будет рабочей.
После установки всего ПО, можно пройти несложную процедуру регистрации, завести тем самым личный кабинет и начать пользоваться возможностями «Кабинета налогоплательщика».
Интерфейс личного кабинета.
Вход в личный кабинет возможен с использованием ЭЦП.
При входе необходимо указать:
-
тип хранилища (наиболее удобное -файловое хранилище P12);
-
путь к хранилищу (папку на компьютере, где хранится ключ ЭЦП;
-
пароль к папке с ключом;
После этого откроется интерфейс личного кабинета налогоплательщика.
В Кабинете доступны:
-
переписка с налоговым органом ("Мои документы")
-
подача налоговых заявлений, уведомлений ("Подать документ");
-
сдача деклараций ("Подать документ");
-
отслеживание статуса и результатов подачи документов в налоговую ("Мои документы").
Преимущества отправки отчетности через Кабинет налогоплательщика с помощью сервиса от Mybuh.kz.
Одним из основных преимуществ личного кабинета является возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде. Для этого предназначен раздел "Подать документ". Выбор нужных конкретному налогоплательщику форм производится с помощью функции "Смотреть все". Реестр доступных форм постепенно дополняется.
Для заполнения формы, необходимо открыть ее. Часть сведений при этом будет заполнена сервисом автоматически:
-
Ф.И.О. налогоплательщика;
-
ИИН (БИН);
-
налоговый период.
Для удобства пользователей при заполнении формы применяется функция авторасчета и проверки корректности заполнения форм, а также появляются автоматические подсказки.
Если сдача формы на данный момент не доступна, необходимо дождаться ее появления в Кабинете налогоплательщика, либо воспользоваться альтернативными каналами сдачи налоговой отчетности.
Оптимальным вариантом для малых и средних ИП и ТОО будет подключение к услуге онлайн-бухгалтерии Mybuh.kz ( Бизнес-помощник), личный кабинет которой позволяет в автоматическом режиме заполнять основные налоговые формы. Предпринимателю остается указать минимум сведений, после чего будет сформирован отчет, готовый для отправки в налоговую. Полноту и корректность сведений в отчетности гарантируют сотрудники Mybuh.kz: профессиональные бухгалтера с многолетним стажем.
Зарегистрировавшись на портале Mybuh.kz, предприниматель получает доступ к удобной автоматизированной системе, позволяющей в доступной форме самостоятельно вести бухгалтерию малых и средних организаций (ИП и ТОО). В отличие от «Кабинета налогоплательщика», личный кабинет Mybuh.kz производит в автоматическом режиме большинство расчетов и ориентирован на минимизацию усилий со стороны пользователя при составлении отчетности. Таким образом сервис Mybuh.kz дополняет функционал «Кабинета налогоплательщика», фактически заменяя предпринимателю собственный отдел бухгалтерии.
Функционал личного кабинета Mybuh.kz позволяет:
-
вести кассу организации;
-
оформлять платежные поручения;
-
составлять авансовые отчеты;
-
вести учет взаиморасчетов с контрагентами;
-
вести учет товаров;
-
производить расчет заработной платы;
-
составлять налоговую отчетность.
Отчетность, автоматически сформированная сервисом Mybuh.kz корректно загружается на сервер КГД МФ РК. А изначально правильное автозаполнение гарантирует прием отчетности налоговым органом без необходимости дальнейших корректировок. Тем самым предприниматель снимает с себя риск наложения штрафов со стороны налоговой службы.
Если же предприниматель желает полностью освободиться от хлопот, связанных с ведением учета и со сдачей отчетности, то специалисты Mybuh.kz готовы взять всю учетную процедуру на себя, предоставив услугу «Персональный бухгалтер». Данная услуга означает фактическую передачу учета на аутсорсинг по доступным для малых и средних предпринимателей тарифам.