Налоговые проверки могут проводится на уровне:
• Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;
• департаментов государственных доходов Комитета по областям, городам республиканского значения и столице;
• управлений государственных доходов Департамента по районам, городам и районам в городах.
Решение о проведении налоговой проверки назначается на основании статьи 73 АППК.
За что могут назначить налоговую проверку?
Проверка назначается по следующим причинам:1) обращения налогоплательщиков и информации областных и приравненных к ним (городам республиканского значения) государственных органов Республики Казахстан;
2) определение налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых) проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
3) определение налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых) органом государственных доходов применено приостановление выписки электронных счетов-фактур в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса;
4) подтверждение фактического совершения оборота по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг;
5) подтверждение наличия нарушений, указанных в уведомлении о расхождениях, выявленных по результатам камерального контроля;
6) получение сведений по расходованию денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, в отдельных случаях
7) наличие товарно-транспортных накладных на импортируемые и перемещаемые между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товары и соответствие наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных;
8) наличие и подлинность на товаре средств идентификации по товарам, подлежащим обязательной маркировке в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и (или) законодательством Республики Казахстан:
9) наличие лицензии;
10) постановка на регистрационный учет в органах государственных доходов;
11) соблюдение порядка выписки электронных счетов-фактур;
12) соблюдение требований налоговой регистрации;
13) соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин и (или) трехкомпонентной интегрированной системы;
14) наличие контрольно-кассовых машин и (или) трехкомпонентной интегрированной системы;
15) наличие оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек
И другие основания.
Согласно ст.158 нового НК РК, хронометражное обследование – налоговая проверка, проводимая налоговым органом с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.
Решение о проведении хронометражного обследования выносится налоговым органом по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Сведения, учитываемые при принятии решения о проведения налоговой проверки
При назначении проверки учитывается:1) налоговая нагрузка в пределах срока исковой давности нулевая либо ниже среднеотраслевого значения, при этом по комплексным налоговым проверкам налоговая нагрузка составляет не менее 90 процентов верхнего показателя коэффициента налоговой нагрузки по соответствующему виду деятельности и с учетом региона осуществления деятельности;
2) несоответствие оборотов по периодам (наличие крупных оборотов по реализации по отдельным годам, при этом в других периодах оборот по реализации нулевой, за исключением сумм, внесенных в качестве взноса в уставный капитал);
3) применение льготы по освобождению от уплаты корпоративного подоходного налога (далее – КПН) по деятельности на территории специальных экономических зон, парка инновационных технологий, международного технологического парка);
4) взаиморасчеты с поставщиками, по которым ограничена выписка электронного счета-фактуры, судом сделка/регистрация признаны недействительными;
5) несоответствие приобретенных и реализованных товарно-материальных запасов;
6) правильность применения пропорции по доходам и расходам по совместной деятельности;
7) наличие сумм убытка по итогам года (более 40 процентов) от среднего совокупного годового дохода (до корректировок) за предшествующие 3 (три) года;
8) не проверенный период по КПН и (или) налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) 4 (четыре) года и более для крупного предпринимательства и 3 (три) года и более для среднего предпринимательства;
9) наличие дебетового сальдо по НДС у налогоплательщика, являющегося уполномоченным экономическим оператором;
10) осуществление деятельности по долгосрочным контрактам в течение предшествующих 3 (трех) лет;
11) наличие отклонений по суммам услуг, полученных от нерезидентов по декларации НДС и сведениям Национального Банка Республики Казахстан по перечисленным суммам в зарубежные страны;
12) наличие дебетового сальдо по НДС (свыше 100 миллионов тенге) в течение 2 (двух) последующих лет, за исключением экспортеров;
13) корректировка сумм доходов по КПН в сторону уменьшения и вычетов в сторону увеличения;
14) срок исковой давности у недропользователя истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет;
15) наличие у недропользователя убытков по контрактной (одному или нескольким контрактам) и внеконтрактной деятельности на протяжении 3 (трех) и более последовательных налоговых периодов;
16) неустранение расхождений, указанных в уведомлении, выявленных по результатам камерального контроля.
Сведения учитываемы при вынесении решения о проведении хронометражного обследования
При вынесении органом государственных доходов решения о проведении хронометражного обследования учитывается, в том числе наличие одного из следующих сведений:
1) низкий коэффициент налоговой нагрузки (далее – КНН) (ниже среднеотраслевого);
2) неисполнение или неустранение нарушений, указанных в уведомлениях, выявленных по результатам камерального контроля;
3) предоставление налоговой отчетности с нулевыми показателями, в том числе при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности;
4) наличие сведений, полученных из различных источников информации о деятельности налогоплательщика, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан;
5) по налогоплательщикам, у которых постоянно имеются дебетовое сальдо по налогу на добавленную стоимость, низкий КНН (ниже среднеотраслевого), а также убытки в течении 2-х (двух) налоговых периодов;
6) наличие сведений по осуществлению предпринимательской деятельности налогоплательщиков на одном объекте, созданные путем дробления одного на несколько субъектов предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы на основе патента и (или) упрощенной декларации в целях уклонения от уплаты налогов;
7) отражение налогоплательщиком (налоговым агентом) одинаковых сумм доходов в налоговых отчетностях, представлявших последовательно за налоговые периоды при осуществлении торгово-закупочной деятельности;
8) наличие сведений о низкой периодичности использования в течение одного рабочего дня контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования;
9) наличие операций по агентским, комиссионным и аналогичным договорам, при которых фактические доходы и (или) затраты налогоплательщика зависят от исполнителя;
10) подтвержденные факты невыдачи фискального чека 2 (два) и более раза по жалобам заявителей.