
В настоящее время нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ и мини-НПЗ) и автозаправочные станции (АЗС) оснащены контрольными приборами учета (КПУ) и данные передаются в режиме реального времени.
В то же время в «серой зоне» остаются нефтебазы (промежуточное звено между производством и розничной реализацией).
В этой связи, для цифрового охвата всей цепочки производства и оборота нефтепродуктов требуется ввести обязательность оснащения КПУ всех имеющихся нефтебаз.
Следует отметить, что законодательные требования по оснащению КПУ объектов производства (НПЗ) и оборота нефтепродуктов (нефтебазы и АЗС) действуют с 2017 года.
Однако сроки действия норм установлены только в 2022 году и лишь для оптовых поставщиков нефтепродуктов (при этом требования не касаются юридических владельцев нефтебаз, что выводит из-под требований большую часть действующих баз):
· с общим объемом резервуарного парка свыше 10 000 кубических метров – с 1 января 2024 года;
· с общим объемом резервуарного парка, равным или менее 10 000 кубических метров – с 1 июля 2024 года.
Кроме того, в законодательстве до сих пор отсутствуют правовые санкции за несоблюдение указанных требований, поэтому владельцы нефтебаз не торопятся устанавливать КПУ.
В результате, работами по оснащению КПУ охвачены всего 65 нефтебаз (оснащены 37, в процессе оснащения 28) или 18% от общего их количества (375).
При этом на сегодня отсутствует полный перечень имеющихся в РК нефтебаз, что еще более осложняет полноценный учет оборота нефтепродуктов и контроль за процессом оснащения нефтебаз КПУ.
Учитывая изложенное, было предложено внести изменения в действующие законодательства и закрепить обязательства по оснащению КПУ за владельцами всех нефтебаз (вместо оптовых поставщиков нефтепродуктов).
В настоящее время субъекты рынка в обязательном порядке передают данные с контрольных приборов учета в информационные системы Оператора — Система учета отдельных видов нефтепродуктов (СУНП).