Что такое СУР при налоговом контроле?
Казахстанские налогоплательщики попадают под действие двух систем управления рисками:
- категорирование при налоговом контроле (присвоение низкой, средней или высокой степени риска);
- оценка риска при отборе на налоговую проверку (присвоение высокой или невысокой степени риска).
При этом, под риском понимается возможность нанесения ущерба государству в результате неисполнения налогоплательщиком или исполнения в неполном объеме своего налогового обязательства.
Подробнее расскажем о СУР при налоговом контроле. О том, как попадают на налоговую проверку, узнайте здесь.
СУР при налоговом контроле была разработана с целью:
- совершенствования системы налогового администрирования;
- повышения выявляемости налоговых нарушений;
- сосредоточения внимания налоговых органов на особо рисковых сферах и минимизация контроля за низкорисковыми налогоплательщиками.
Расчет критериев, на основе которых производится присвоение той или иной категории риска, основывается на следующих документах:
- приказ Минфина №252 от 20.02.2018 г.;
- ст.136 и ст.137 НК РК.
Критерии, по которым определяется степень риска налогоплательщика, подразделяются на:
- открытые (приведены в ст.137 НК РК);
- закрытые (являются служебной информацией и разглашению не подлежат).
При определении степени риска учитывается совокупность всех критериев. Практическая польза СУР заключается в том, что ресурсы налоговой службы распределяются оптимально, сосредотачиваясь на наиболее проблемных сферах и приоритетных направлениях, что делает работу более эффективной.
Для налогоплательщиков же присвоение статуса низкой степени риска позволяет избежать налоговых проверок и повысить степень доверия со стороны контрагентов. Это также стимулирует их к добровольному и добросовестному исполнению налоговых обязательств.
По каким критериям оценивается налогоплательщик?
Открытые критерии оценки приведены в п.1 ст.137 НК РК. Всего, согласно Приказу Минфина №252 от 20.02.2018 г. действует 13 критериев, влияющих на итоговую степень риска как положительно, так и отрицательно.
К ним относятся:
- коэффициент налоговой нагрузки;
- сумма среднемесячной зарплаты на 1 работника;
- суммы доходов и расходов, отражаемые в налоговой отчетности;
- наличие среди контрагентов компаний, снятых с учета по НДС, ликвидированных, бездействующих, банкротов;
- наличие многолетних убытков, отраженных в налоговой отчетности;
- частое предоставление дополнительных форм отчетности;
- наличие нарушений, выявленных в ходе камерального контроля;
- неоднократное приближение к пороговым значениям, грозящим утратой права на применение спецрежимов.
Также при оценке применяются критерии, позволяющие снизить степень риска:
- участие в налоговом мониторинге;
- применение онлайн-ККМ;
- выписка ЭСФ;
- использование налогоплательщиком стандартного файла проверки;
- применение контрольного счёта по НДС.
Расчет критериев производится дважды в год, по состоянию на 1 января и 1 июля отчетного года.
Как узнать, какую степень риска присвоили компании?
Узнать, какую категорию КГД МФ РК присвоил вашей компании или компании-контрагенту можно по БИН или ИИН на сайте kgd.gov.kz, перейдя в подраздел «Электронные сервисы», «Помощь бизнесу», «Степень риска налогоплательщика по результатам категорирования».
С 01.07.2019 г. эта информация стала общедоступной и проверить можно любую организацию или ИП.
По своей организации эту информацию можно получить также в личном кабинете налогоплательщика, с раскрытием данных по количеству баллов, присвоенных по каждому критерию.
На что влияет отнесение к той или иной категории?
Отнесение налогоплательщика к определенной категории риска напрямую влияет на то, какой подход УГД МФ РК выберет к администрированию в отношении него.
Так, согласно п.3 ст.118 НК РК блокировка банковского счета налогоплательщика производится в следующие сроки со дня вручения уведомления о необходимости погасить налоговую задолженность:
- если субъекту присвоена высокая категория риска –по истечении 1 рабочего дня;
- если субъект относится к категории среднего уровня риска – по истечении 10 рабочих дней.
Аналогичная ситуация и с приостановлением расходных операций по кассе. В зависимости от степени риска, которая присвоена налогоплательщику, сроки начала процедуры составляют 1 и 10 рабочих дней соответственно (п.1 ст.119 НК РК).
Что касается принудительного взыскания денег с банковских счетов налогоплательщика при наличии недоимки, здесь также играет важную роль степень риска, к которой отнесен субъект. Инкассовое распоряжение выставляется в следующие сроки со дня вручения уведомления (п.1 ст.122 НК РК):
- при высоком уровне – по истечении 5 рабочих дней;
- при среднем уровне –по истечении 20 рабочих дней.
Назначение налоговой проверки также производится, если налогоплательщик отнесен к высокой степени риска. Это существенно повышает вероятность того, что субъект попадет в списки проверяемых организаций, которым грозит выездная проверка.
В невыгодном положении предприниматели с высокой степенью риска оказываются и в ситуации, когда необходимо продлить сроки предоставления налоговой отчетности. Так, согласно п.6 ст.212 НК РК, субъекты с высокой степенью риска не имеют права на продление срока налоговой отчетности (исключение –ИП на спецрежимах). Тогда как согласно п.3 ст. 212 НК РК, остальные налогоплательщики вправе получить отсрочку на срок 15-30 календарных дней в зависимости от вида отчетности.
Таким образом, присвоение высокой степени риска по СУР влечет для налогоплательщика потерю многочисленных льгот, а также в целом грозит более суровым подходом к налоговому администрированию.
Чтобы избавиться от статуса налогоплательщика с высокой степенью риска, необходимо повлиять на критерии, по которым производится оценка. В частности:
- пересмотреть налоговую нагрузку;
- применять онлайн-ККМ;
- своевременно исполнять налоговые уведомления;
- стараться минимизировать внесение изменений в налоговую отчетность;
- привести зарплату работников к среднеотраслевому показателю и т.д.
- Изменены правила СУР подробнее
-
При каких показателях СУР назначается налоговая проверка, подробнее