
Что такое горизонтальный мониторинг налогоплательщиков, кто подлежит мониторингу и как он проводится?
В Новом НК РК порядок его проведения регулируется ст.146-150 НК.
Горизонтальный мониторинг – вид налогового мониторинга, осуществляемый путем информационного взаимодействия налоговой с участником горизонтального мониторинга.
Такой мониторинг:
1) основан на взаимном доверии;
2) направлен на минимизацию налоговых рисков;
3) заключается в изучении и анализе деятельности участника горизонтального мониторинга без вмешательства в его предпринимательскую деятельность.
4) предоставляет возможность получения участником горизонтального мониторинга предварительных разъяснений.
Участие в горизонтальном мониторинге является добровольным и осуществляется после подписания соглашения о горизонтальном мониторинге и регламента информационного взаимодействия. Соглашение о горизонтальном мониторинге заключается на срок не менее трех лет с возможностью его продления и (или) расторжения.
Информационное взаимодействие осуществляется посредством использования витрины данных.
Витрина данных – информационная система, посредством которой осуществляется расширенное информационное взаимодействие между налоговой и налогоплательщиком в рамках горизонтального мониторинга.
Витрина данных предназначена для обмена информацией и документами, раскрытия данных налоговой отчетности путем размещения информации и документов налогового, бухгалтерского и иных видов учетов, первичных документов, а также отчетов участника горизонтального мониторинга по системе внутреннего контроля в сфере налогообложения.
Участник горизонтального мониторинга обеспечивает информационное взаимодействие по следующим налогам и платежам в бюджет:
1) корпоративный подоходный налог;
2) налог на добавленную стоимость;
3) индивидуальный подоходный налог;
4) социальный налог;
5) налог на имущество;
6) специальные платежи и налоги недропользователей;
7) акциз.
Указанный перечень налогов и платежей в бюджет не является исчерпывающим и может быть расширен в соглашении о горизонтальном мониторинге. Налоговый контроль по налогам и платежам в бюджет, по которым не осуществляется информационное взаимодействие, проводится в общеустановленном порядке.
Как принять участие в горизонтальном мониторинге?
Для участия в горизонтальном мониторинге налогоплательщик представляет в уполномоченный орган заявление об участии в горизонтальном мониторинге с приложением:
· общей информации о деятельности налогоплательщика;
· информации о системе внутреннего контроля в сфере налогообложения;
· информации о витрине данных;
· описания раскрытия показателей налоговой отчетности по налогам и платежам и их взаимосвязям с показателями налоговых, бухгалтерских регистров и иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.
Отчетный период горизонтального мониторинга
Отчетным периодом, за который проводится горизонтальный мониторинг, является календарный год.
Налоговая вправе возобновить проведение горизонтального мониторинга за отчетный период мониторинга, по которому проведение горизонтального мониторинга прекращено, на срок не более чем на 120 календарных дней при:
1) представлении участником горизонтального мониторинга дополнительной налоговой отчетности за налоговые периоды, входящие в указанный отчетный период мониторинга;
2) получении ответов на запросы, направленные уполномоченным органом в период проведения горизонтального мониторинга;
3) получении сведений о деятельности участника горизонтального мониторинга, указывающих на предполагаемые нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, подтвержденные документально.
Горизонтальный мониторинг за отчетный период мониторинга проводится как в течение указанного периода, так и после его окончания, но не позднее 30 июня второго года, следующего за годом окончания соответствующего отчетного периода мониторинга.
Какая информация используется для горизонтального мониторинга?
Горизонтальный мониторинг проводится налоговой на основе:
1) анализа информации и документов, налогового, бухгалтерского и иных видов учетов, первичных документов, размещенных в витрине данных;
2) отчетов участника горизонтального мониторинга по системе внутреннего контроля в сфере налогообложения за отчетный период мониторинга;
3) других документов и сведений о деятельности участника горизонтального мониторинга, имеющихся в налоговых органах.
Также налоговая вправе запросить дополнительные информацию и документы, которые требуются для анализа в целях установления корректности налогового учета и расчета налоговых обязательств за отчетный период мониторинга.
Оформление результатов горизонтального мониторинга
В ходе проведения горизонтального мониторинга налоговая:
· при выявлении нарушения налогового законодательства - направляет участнику горизонтального мониторинга рекомендацию по вопросам исполнения налогового обязательства с описанием обоснований и доводов, свидетельствующих о факте нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, для самостоятельного устранения;
· вправе представлять участнику горизонтального мониторинга рекомендацию по улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения.
Участник горизонтального мониторинга в течение 30 рабочих дней, следующих за днем вручения рекомендации по вопросам исполнения налогового обязательства и (или) рекомендации по улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения, в случае:
1) согласия с рекомендацией - представляет дополнительную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения, и информирует об этом уполномоченный орган;
2) согласия с рекомендацией по улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения представляет письмо с указанием сроков ее реализации;
3) несогласия с рекомендацией - представляет пояснение.
Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней, следующих за днем получения пояснения участника:
1) представляет участнику горизонтального мониторинга извещение о согласии с пояснением – в случае согласия с представленным пояснением;
2) проводит с участником горизонтального мониторинга дополнительное обсуждение – в случае несогласия с представленным пояснением.
В случае, если по результатам дополнительного обсуждения разногласия не устранены, уполномоченный орган составляет протокол разногласий с участником горизонтального мониторинга.
Функции Консультативного совета
В целях урегулирования разногласий между налоговой и участником горизонтального мониторинга, создается Консультативный совет.
Консультативный совет по итогам рассмотрения вопросов, отраженных в протоколе разногласий, принимает одно из следующих мотивированных решений по горизонтальному мониторингу:
1) об оставлении рекомендаций по вопросам исполнения налогового обязательства и (или) улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения без изменения;
2) об отмене рекомендаций по вопросам исполнения налогового обязательства и (или) улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения полностью или в части.
Мотивированное решение вручается участнику горизонтального мониторинга в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия такого решения.
Участник горизонтального мониторинга в случае:
1) несогласия с мотивированным решением извещает об этом уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней, следующих за днем вручения такого решения;
2) согласия с мотивированным решением:
· по вопросам исполнения налогового обязательства – исполняет такое решение в течение пятнадцати рабочих дней, следующих за днем вручения такого решения;
· по улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения – исполняет такое решение с указанием сроков его реализации, о чем извещает уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней, следующих за днем вручения такого решения.
В случае несогласия с мотивированным решением по горизонтальному мониторингу и (или) неисполнения такого решения проводится тематическая налоговая проверка.
Налоговая представляет предварительное разъяснение по запросу участника горизонтального мониторинга о представлении предварительного разъяснения по возникновению налогового обязательства в отношении планируемых сделок (операций).