Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Налог на имущество физлиц в Казахстане: как его считает налоговая?

Налог на имущество физлиц в Казахстане: как его считает налоговая?

#Полезное #О Налогах

Опубликовано: 13.08.2025 Количество просмотров 67222
Ежегодно казахстанцы, владеющие недвижимостью, уплачивают налог на имущество. Его расчетом занимается налоговая, а налогоплательщик получает уже посчитанную сумму к уплате. Увидеть ее можно в квитанциях на оплату коммунальных услуг, на портале Egov.kz, в приложении E-Salyk Azamat или в приложениях банков. Например, в мобильном приложении Kaspi.kz налог можно узнать в разделе «Госуслуги», «Налоги»,«Налог на транспорт и имущество».

Как проверить, правильно ли сделан расчет налога на имущество? Какие показатели влияют на сумму к уплате? Давайте разберемся…

Объект обложения и расчет налога на имущество физлиц в Казахстане.

Налог на имущество физических лиц предусмотрен главой 65 НК РК. Согласно ст.528 НК РК объектом обложения налогом на имущество физических лиц являются находящиеся на территории Республики Казахстан:

  • жилища, здания, дачные постройки, гаражи, парковочные места и иные строения, сооружения, помещения, принадлежащие им на праве собственности; 

  • земельные участки, принадлежащие физическим лицам на праве собственности. 

Определить объект налогообложения несложно. А расчет суммы налога производится по специальной формуле, учитывающий особенности каждого объекта. Расчет производится налоговой не позднее 1 июля года, следующего за расчетным.

Расчет налога на имущество физических лиц КГД МФ РК производит в соответствии со ст. 529 НК РК. Прежде, чем применить ставку налога, исчисляется стоимость жилого имущества. Причем эта стоимость не имеет ничего общего со стоимостью объекта на рынке (например, с той оценкой, которая может быть указана в отчете об оценке, заказанном в оценочной компании).

Стоимость имущества в целях налогообложения определяется на основе формулы путем умножения нескольких показателей:

  • базовая стоимость м², которая зависит от конкретного города или вида населенного пункта (от 2 700 тг. в селах до 60 000 тг. в Алматы, Астане и Шымкенте);

  • полезная площадь (м²); коэффициент физического износа жилища, который определяется с учетом возраста здания с момента ввода в эксплуатацию и амортизации;

  • коэффициент функционального износа, который зависит от этажа, расположения, благоустроенности, инженерно-технического состояния и вида отопления;

  • коэффициента зонирования, который учитывает месторасположение объекта в конкретном населенном пункте;

  • коэффициент изменения МРП, который показывает, насколько увеличился этот показатель в сравнении с предыдущим годом.

Значения данных коэффициентов определяется по таблицам ст. 529 НК РК.

Умножив все показатели и получив оценочную стоимость имущества в целях налогообложения, определяется ставка по таблице п. 1 ст. 531 НК РК.

Пример расчета:

Однокомнатная квартира, неугловая, полезной площадью 34 м², расположена на 4 этаже панельной пятиэтажки в микрорайоне Аксай-4 в г.Алматы (введена в эксплуатацию в 1987 г.), в среднем состоянии, с центральным отоплением. Расчет следующий (ст.529 НК РК):

  • базовая стоимость 1 м² в Алматы — 60 000 тг.;

  • полезная площадь квартиры — 34 м²;

  • возраст здания в 2025 г.— 38 лет, норма амортизации для панельного здания — 1% в год, физический износ: 38×1%=38%;

  • 4-й (промежуточный) этаж — 1,0, неугловая квартира — 1,0, панельные стены — 1,0, благоустроено и есть все технические системы — 1,0, центральное отопление — 1,0, итоговый функциональный износ: 1,0×1,0×1,0x1,0×1,0=1,0;

  • Коэффициенты зонирования в Алматы утверждены Постановлением акимата г. Алматы № 4/605 от 05.11.2019 г. Для Ауэзовского района, м-н Аксай-4, многоквартирный жилой дом, коэффициент — 1,46;

  • изменения МРП по сравнению с 1 января прошлого года составил: 3 932 (в 2025 г.) / 3 692 (в 2024 г.)=1,06.

Полученные числа и коэффициенты необходимо перемножить (не путаем коэффициенты и проценты):

60 000 ×34 x38% x1,0×1,46×1,06 = 1 199 699,52 тг.

Согласно п. 1 ст. 531 НК РК, т.к. стоимость объекта не превышает 2 млн. тг., ставка составит 0,05% от стоимости объекта (ст.531 НК РК).

Расчет суммы налога:

1 199 699,52 ×0,05%= 599 85 тг. (налог к уплате, если нет налоговых льгот).

Согласно п.6 ст.532 НК РК уплата налога производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее 1 октября года, следующего за отчетным налоговым периодом. Т.е. за 2024 г. уплатить налог нужно будет до 01.10.2025 г.

Кто имеет право не платить налог на имущество?

НК РК предусматривает налоговые льготы по налогу на имущество физлиц для определенного круга налогоплательщиков. Такие лица освобождены от уплаты налога в полном или частичном объеме. Перечень льготных категорий определен п.2 ст.526 НК РК. К ним относятся:

  • Герои СССР, Герои Социалистического Труда, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», полные кавалеры ордена Славы, а также награжденные орденом «Отан» - в пределах 1000 МРП (3 932 000 тг. в 2025 г.) по всем объектам;

  • ветераны ВОВ и приравненные к ним, ветераны боевых действий, лица, награжденные орденами и медалями за труд и службу в годы ВОВ, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее полугода в тылу в годы ВОВ, лица с инвалидностью — по земельным участкам, а также в пределах 1500 МРП (5 898 000 тг. в 2025 г.) по всем объектам;

  • лица с инвалидностью — по земельным участкам, а также в пределах 1500 МРП (5 898 000 тг. в 2025 г.) по всем объектам;

  • дети-сироты до достижения 18 лет — по земельным участкам, жилищам, зданиям, дачным постройкам, гаражам и др.;

  • один из родителей ребенка с инвалидностью — по земельным участкам;

  • многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», подвеской «Алтын алқа» — по земельным участкам, а также в пределах 1000 МРП (3 932 000 тг. в 2025 г.);

  • отдельно проживающие пенсионеры — по земельным участкам, а также в пределах 1000 МРП (3 932 000 тг. в 2025 г.);

  • ИП — по объектам, которые используются в их предпринимательской деятельности;

  • физические лица — собственники квартиры (комнаты) — по доле собственника квартиры (комнаты), в земельном участке, занятом многоквартирным жилым домом.

Своевременная уплата налога на недвижимость предотвратит возможные проблемы: начисление пени за просрочку, запрет на выезд и т.д.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # О налогах

Как нотариусу рассчитать налоги за себя в 2026 г.?

Как частному нотариусу рассчитать за себя сумму ИПН и соцплатежей.

# Полезное # О налогах

Как обжаловать результаты налоговой проверки в Казахстане: срок подачи жалобы

Порядок и сроки обжалования налогоплательщиком результатов налоговой проверки.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # О налогах

Уведомление о расхождениях по камеральному контролю: что делать налогоплательщику

Действия налогоплательщика при получении уведомления о расхождениях по результатам камерального контроля.

# Полезное # О налогах

ИПН с дивидендов: с 2026 года ставки налога вырастут

Ставки ИПН при налогообложении дивидендов с 2026 г.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Новости # Юридические услуги

Вывеска на здании: с 1 октября 2026 года потребуется согласование

Согласование размещения вывесок в городе республиканского значения, столице, городе областного и районного значения, селе, поселке.

# Полезное # О налогах

Приложение 200.05 — когда сдавать?

Когда заполняется приложение 200.05 в ФНО 200.00 в 2026 году

# Полезное # О налогах

ИПН 2026: что примут ретроспективно, а что – с 2027 г.

Какие изменения по ИПН для физлиц, ИП и ЧСИ планируется внести в НК РК. Какие изменения будут введены ретроспективно.

# Полезное # О налогах

Контроль таможенной стоимости: в каких случаях проводится проверка документов и сведений

Контроль таможенной стоимости товаров. Когда проводится проверка документов и сведений по таможенной стоимости.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # О налогах

Налоговое обследование: как проходит и что делать, если налогоплательщика не нашли по адресу

Для чего проводится налоговое обследование. Процедура налогового обследования.

# Полезное # О налогах

Отнесение на вычет по КПН расходов по приобретению ТРУ у контрагентов на упрощенке

Можно ли отнести на вычеты по КПН расходы при покупке товаров, работ и услуг у лиц, применяющих СНР на основе упрощенной декларации.

# Полезное # О налогах

«Налог на наследство»: существует ли он в Казахстане?

Нужно ли наследникам уплачивать какие-либо налог в бюджет при получении наследства. В каких случаях этого можно избежать.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

Наши сервисы