Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Можно ли отнести на вычеты по КПН сумму доначисленных таможенных пошлин?

Можно ли отнести на вычеты по КПН сумму доначисленных таможенных пошлин?

#Полезное #О Налогах

Опубликовано: 03.07.2025 Количество просмотров 8321
Если в результате таможенной проверки налогоплательщику доначислены таможенные пошлины и НДС на импорт, то можно ли после оплаты отнести их на вычеты по КПН и взять НДС в зачет?

Обратимся к МСФО (IAS) 2 и НК РК.

Согласно п.11 МСФО (IAS) 2 затраты на приобретение запасов включают в себя:

  • цену покупки;

  • импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются организации налоговыми органами);

  • затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и прочие затраты, непосредственно относящиеся к приобретению готовой продукции, материалов и услуг.

Торговые скидки, уступки и прочие аналогичные статьи подлежат вычету при определении затрат на приобретение.

Согласно ст. 385 НК РК в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, а также суммы налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в РК (за исключением НДС на импорт).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 400 НК РК суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 367 НК РК, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в случае импорта товаров - в декларации на товары, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет РК и не подлежащего возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры.

Согласно п. 2 ст. 401 НК РК в случае, предусмотренном пп. 2 п. 1ст. 400 НК РК НДС, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

  • дата осуществления платежа в бюджет, в том числе путем проведения зачетов в счет уплаты налога;

  • дата таможенного оформления, произведенного в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и/или РК.

Согласно п. 1, 3, 3-1 ст. 242 НК РК расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с НК РК.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно п. 4 ст. 242 НК РК, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с МСФО и (или) требованиями ЗРК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии МСФО и (или) требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с НК РК, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном НК РК.

Таким образом, если по результатам таможенной проверки были произведены доначисления по таможенным пошлинам и НДС на импорт, и они уплачены в бюджет РК, и данный товар уже реализован, то налогоплательщик вправе отнести на вычет по КПН доначисленные таможенные пошлины (ст. 242 НК РК) и взять НДС в зачет (пп. 2 п. 1 ст. 400 и п. 2 ст. 401 НК РК). Начисленные пени следует отнести на не вычитаемые расходы по КПН (ст. 264 НК РК).

Если вам требуется консультация бухгалтера по вопросам учета и налогообложения или помощь в составлении ф.300.00, ф.328.00 или любой другой формы налоговой отчетности, вам поможет «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.




Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # О налогах

Как обжаловать результаты налоговой проверки в Казахстане: срок подачи жалобы

Порядок и сроки обжалования налогоплательщиком результатов налоговой проверки.

# Полезное # О налогах

ИПН с дивидендов: с 2026 года ставки налога вырастут

Ставки ИПН при налогообложении дивидендов с 2026 г.

# Новости # Юридические услуги

С 2027 года изменятся условия назначения и приостановления социальных пособий

Перечень пособий в Казахстане, условия их назначения, приостановления, возобновления и прекращения выплат.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Налоги

Самозанятые в 2027 году: банки и платформы будут удерживать соцплатежи

Новый порядок налогового администрирования самозанятых.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Полезное # О налогах

Контроль таможенной стоимости: в каких случаях проводится проверка документов и сведений

Контроль таможенной стоимости товаров. Когда проводится проверка документов и сведений по таможенной стоимости.

# Полезное # Персонал

Больничный лист: на сколько выдается больничный, расчет больничного и оплата

Когда выдается больничный лист, на какой период. Как оформить больничный на себя и по уходу за больным ребенком. Как оплачивается больничный.

# Полезное # О налогах

Мобильные переводы: при каких условиях банки передают сведения в налоговую

Условия, при которых мобильные переводы попадут под контроль налоговой.

# Полезное # О налогах

Налоговое обследование: как проходит и что делать, если налогоплательщика не нашли по адресу

Для чего проводится налоговое обследование. Процедура налогового обследования.

# Полезное # О налогах

ИПН 2026: что примут ретроспективно, а что – с 2027 г.

Какие изменения по ИПН для физлиц, ИП и ЧСИ планируется внести в НК РК. Какие изменения будут введены ретроспективно.

# Полезное # О налогах

Уведомление о расхождениях по камеральному контролю: что делать налогоплательщику

Действия налогоплательщика при получении уведомления о расхождениях по результатам камерального контроля.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # О налогах

Отнесение на вычет по КПН расходов по приобретению ТРУ у контрагентов на упрощенке

Можно ли отнести на вычеты по КПН расходы при покупке товаров, работ и услуг у лиц, применяющих СНР на основе упрощенной декларации.

# Полезное # О налогах

Приложение 200.05 — когда сдавать?

Когда заполняется приложение 200.05 в ФНО 200.00 в 2026 году

# Полезное # О налогах

Как нотариусу рассчитать налоги за себя в 2026 г.?

Как частному нотариусу рассчитать за себя сумму ИПН и соцплатежей.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

Наши сервисы